Журнал: Наука. Культура. ОбществоБольшаков В. И.Распавшихся времен связующая нить . EDN: PCPXNU Большаков Владимир Ильич Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва, Россия Ссылка при цитировании: Большаков В. И. Распавшихся времен связующая нить // Наука. Культура. Общество. 2016. Том. 22. № 4. С. 79-94.. EDN: PCPXNUРубрика: ИскусствоАннотация: Василий Иванович Суриков по праву считается основателем подлинно исторической живописи. Значение Сурикова как гениального ясновидца прошлого для русского общества огромно и все еще недостаточно оценено и понято. Поэтому обращение к творчеству В. И. Сурикова сегодня особенно важно, поскольку историческая картина практически исчезла как жанр с выставок современного искусства, а значит, и умирает традиция ее создания.С 1878 по 1888 год Суриков написал три свои самые известные и лучшие картины: Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова. Все они объединены идейным и смысловым содержанием, историческим временем (XVII — начало XVIII века), образуя трилогию. С картины «Утро стрелецкой казни» подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрит на зрителей с полотна, а по своей силе и трагической выразительности Боярыня Морозова — непревзойденный шедевр Сурикова и всей русской исторической живописи. Картина «Покорение Сибири Ермаком» оказалась представлена к празднованию 300-летие покорения Сибири, а картина «Переход Суворова через Альпы» также случайно попала к официальной дате — столетию альпийского похода Суворова. Самая трудная творческая судьба была у картины «Степан Разин».Литература:1. Бенуа А. Н. Русская живопись XIX века. М., 1997.2. Волошин М. Суриков // Аполлон. 1916. № 6–7.3. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1977.Сведения об авторахБольшаков Владимир Ильич Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва, Россиядоктор философских наук, профессор, проректор по научной работе, зав. кафедройСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2016. Том. 22. № 4. >> Архив журнала