Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Рожанский М.
Дневник советской девушки


Рожанский Михаил
Центр независимых социальных исследований и образования, ЦНСИО (Иркутск)


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Рожанский М. Дневник советской девушки // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. Том. 3. № 4. С. 55-70.

Рубрика:

Индивид и общество

Аннотация:

Историк Михаил Гефтер и поэт Борис Слуцкий - ровесники, представители первого поколения «советских мальчиков» - людей, не только выросших при советской власти, но призванных ею и самими собой осуществлять грандиозные исторические задачи. Окончив школу, провинциальные юноши стали участниками двух параллельных сталинских проектов по формированию новой советской гуманитарной интеллигенции как «прослойки», как пропагандистов, творчески обосновывающих и разъясняющих советскому народу высокие исторические смыслы советских деяний. Борис Слуцкий поступил в созданный в порядке социального эксперимента Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), а Михаил Гефтер - в МГУ на вновь открытый после долгого перерыва исторический факультет. Стихотворение, вынесенное в эпиграф, Борис Слуцкий написал «в стол», и это протестное, по сути, стихотворение было опубликовано после смерти поэта и распада советского мира. Протест был не против партии и правительства, а против власти истории над человеком, и власть эта представлялась выросшему «советскому мальчику» почти абсолютной. Оспаривание этой абсолютности и в вопросах Михаила Гефтера, взятого в качестве еще одного эпиграфа. Это вопрос стал одним ключевых для человека, на судьбе и профессиональным опыте которого (если их очень условно разделить) власть истории проявилась настолько, насколько это возможно было, в России XX века.

Литература:

  • Garros, V. (2001). L’Etat еп proie аи singulier. Joumaux personnels et discourse autoritak dans les annees 1930. Le Mouvment Social, n 196, juillet-septembre 2001, 137-154.
  • Intimacy and terror/ed.V.Garros, N.Korenevskaya, T.Lahusen. - N-Y: New Press, 1995.
  • Бек A. (1987). Новое назначение. M: Из-во “Книжная палата’’.
  • Гефтер М. (1996). История - позади? Историк – человек лишний? Аутсайдер человек вопроса. Спецвыпуск журнала Век XX и мир, №1. С. 9-32.
  • Вузовская Н. (2004). Хочу жить... Из дневника школьницы: 1932-1937. По матери- алам следственного дела семьи Вузовских. М: Гпас, 2004
  • Рожанский М. (1996). Черновик мира миров. Опыт несовпадения. Аутсайдер - ловек вопроса. Спецвыпуск журнала Век XX и мир,, №3, 162-179.
  • Ромм M. (2003). Как в кино. Устные рассказы. Нижний Новгород: ДЕКОМ.
  • Савкина И. (2000). «Я и ты в женском дневнике». In М. Liljestrpm, A. Rozenhold & I. Savkina (Eds.), Models of Self. Russian Women’s Autobiographical Texts. Helsinki, Kikimora.
  • Самойлов Д. (1995). Памятные записки. M: Международные отношения.
  • Трушкин В. (2001). Друзья мои...: Из дневников 1937-1964 годов. Иркутск, изд. Схронов Г. К. Федотов, Г. (1982).
  • Полн.собр.сочинений. Т.З. Тяжба о России. Paris: Ymte
  • Press.
  • Фрумкина Р. (2002). Внутри истории. М: Новое литературное обозрение.

Сведения об авторах


Рожанский Михаил
Центр независимых социальных исследований и образования, ЦНСИО (Иркутск)
Кандидат философских наук, научный директор Центра независимых социальных исследований и образования в ИркутскеНаучные интересы: гуманитарное образование старшеклассников и взрослых, а также качественные методы

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2007. Том. 3. № 4.
>> Архив журнала