Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Голофаст В. Б.
Повседневность в социокультурных изменениях (размышления читателя автобиографий и биографических интервью)


Голофаст Валерий Борисович
Социологический институт Российской академии наук, Социологический институт РАН (С-Петербург)


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Голофаст В. Б. Повседневность в социокультурных изменениях (размышления читателя автобиографий и биографических интервью) // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2002. Том. 1. № 1. С. 67-74.

Рубрика:

Исследовательская рефлексия

Аннотация:

Биографии обычных людей непременно погружают в море повседнев­ности. В одной из своих ранних работ я стремился привлечь внимание к тому, что описание повседневной рутины в более или менее хронологи­ческом порядке составляет один из центральных слоев всякого биографи­ческого повествования (Голофаст, 1997). Несмотря на обобщенность та­кого пересказа, наличие элементов жанра и сюжета, рутина повседневно­сти доминирует в тексте. И даже когда дело касается социальных событий (а их до удивления мало), все равно речь идет о рутине, только уже на макроуровне - рутине социальных процессов. Если исследователь интере­суется социальным изменением, напрасно искать его следы в прямых оцен­ках и описаниях авторов повествований. Скорее всего это будут формулы и стереотипы расхожего политического или медиа-дискурса. В автобиог­рафиях доминирует жизненный цикл, путь, дорога и прочие метафоры индивидуальной жизни. Это верно даже тогда, когда жизнь подается как аван­тюра, как восхождение к успеху или как жизненный крах (Дмитриева, Соко­лов, 2000). Исследователю необходимо иметь определенный запас кон­цептуальных схем, более или менее интегрированную систему взглядов на повседневность и ее изменение, выработанную, возможно, независимо от практики чтения биографий, чтобы в итоге научиться читать и проблематизировать биографические повествования.Не претендуя на решение этой задачи в скромном тексте настоящих за­меток, я намерен привлечь внимание коллег к бездонности этой тематичес­кой области.

Литература:

  • Вальденфельс Б. 1991. Повседневность как плавильный тигль рациональности. - Социологос, Вып.1. Ред. В.В.Винокуров и А.Ф.Филиппов. М.: Прогресс.
  • Витухновская М. 2000. (Ред.) На корме времени. Интервью с ленинградцами 1930-х годов. СПб.: Нева.
  • Голофаст В. 1997. Три слоя биографического повествования. - В: Воронков В., Здравомыслова Е. (ред.). Биографический метод в изучении постсо-циалистических обществ. СПб.: ЦНСИ. С.23-26; 140-143.
  • Дмитриева М., Соколов В. 1999. (Ред.). Расскажи свою историю. СПб.: «На дне».
  • Забарко Б. 1999. (Ред.) Живыми остались только мы. Свидетельства и документы. Киев: Библиотека института иудаики.
  • Козлова Н. 1992. Социология повседневности: переоценка ценностей. - Общественные науки и современность. №3. С.47-56.
  • Травин И. 2001. (Отв.ред.) Новые потребности и новые риски: реальность 90-х годов. СПб.: Норма.
  • Травин И., Симпура Ю. 1999. (Ред.) Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев. СПб.: Европейский дом.
  • Цветаева Н. 2000. Биографические нарративы советской эпохи. - Социологический журнал. №1/2. С.150-163.
  • Waldenfels B. 1985. In den Netzen Lebenswelt. Frankfurt/M.

Сведения об авторах


Голофаст Валерий Борисович
Социологический институт Российской академии наук, Социологический институт РАН (С-Петербург)
Кандидат философских наук, заведующий сектором социально-культурных изменений Социологического института РАН (С-Петербург)Научные интересы: методология социальная структура, социально-культурные изменения, биография

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2002. Том. 1. № 1.
>> Архив журнала