Журнал: Наука. Культура. Общество

Медведева Е. И., Крошилин С. В., Авачёва Т. Г.
Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.1.5. EDN: VNPSHQ

Медведева Елена Ильинична
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Крошилин Сергей Викторович
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия
Авачёва Татьяна Геннадиевна
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Медведева Е. И., Крошилин С. В., Авачёва Т. Г. Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе // Наука. Культура. Общество. 2023. Том. 29. № 1. С. 60-77.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.1.5. EDN: VNPSHQ

Рубрика:

Современные проблемы в трансформирующемся обществе

Аннотация:

Целью данной работы являлось выявление основных трендов в трансформации потребительских предпочтений россиян, значимо связанных последнее время с пандемической ситуацией внутри страны, беспрецедентным влиянием экзогенных и эндогенных факторов, санкционным давлением, с уходом большого числа «брендов» с российского рынка. Всё это в совокупности коренным образом повлияло на потребительские предпочтения. Объект исследования – потребительские доминанты выбора россиян. Предмет – современные тенденции изменения предпочтений, обусловленные внешними и внутренними факторами, а также отношение к ним со стороны российских потребителей товаров и услуг. Пандемия внесла значительные изменения не только в социально-экономическую ситуацию в стране, но и в значительной степени повлияла на потребительский выбор. Изменения претерпели не только сами предпочтения, но и способ/структура приобретения товаров. В значительной степени «покупки» переместились в Интернет. Не успев адаптироваться к «жёстким» условиям «приобретения товаров на удалёнке» российский потребитель столкнулся со значительными изменениями на внутреннем рынке товаров и услуг, вызванными санкциями со стороны зарубежных производителей, частичным или полном уходом «привычных» брендов. Изменение социально-экономической ситуации, уровня доходов граждан, потребительской уверенности, кредитного доверия в значительной мере предопределяют сегодня поведение отечественного потребителя. В статье авторы использует аналитические подходы и статистические методы сравнения, основанные на проведении анализа вторичных и получении первичных данных по изучаемой проблематике. Уникальность исследования заключается в том, что сложившаяся ситуация «нестандартна» для отечественного рынка, когда экономические и социальные проблемы обусловлены не только кризисными явлениями, но и беспрецедентным негативным поведением иностранных производителей, традиционно представленных на внутреннем рынке. В качестве первичной информации использованы данные авторских исследований, проведённых до и в период пандемии. Они были связаны с изучением особенностей потребительских предпочтений. Результаты работы могут быть практически значимы для учёных, специалистов, а также исследователей, изучающих потребительское поведение россиян.

Литература:

  • 1. Овсянников А. А. Общества потребления: системность и тотальность кризиса // Народонаселение. 2011. № 2. С. 12–31. EDN PKXFRJ.
  • 2. Sorokin P. A. Society, culture, and personality: their structure and dynamics. New York : Cooper Square Publ., 1962. 742 p.
  • 3. Neugarten В., Havinghure R., Tobin S. The measurement of life satisfaction // Journal of Gerontology. 1961. Vol. 16, No. 2. P. 134–143. DOI 10.1093/geronj/16.2.134.
  • 4. Sztompka P. The sociology of social change. Oxford–Cambridge : Blackwell, 1994. 348 p. ISBN 978-0631182061.
  • 5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. М. : Эксмо, 2009. 684 с. ISBN 978-5-699-18389-0. EDN QTCMAP.
  • 6. Успешность в современном обществе : итоги межстранового исследования / А. А. Шабунова, В. Г. Доброхлеб, Е. И. Медведева [и др.]. Вологда : ВолНЦ РАН, 2022. 253 с. ISBN 978-5-93299-534-1. EDN WOJLJI.
  • 7. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. Supplement. P. 95–120.
  • 8. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Пер с англ. под ред. А. В. Александровой. М. : АСТ, 2008. 474 с. ISBN 978-5-17-015467-8.
  • 9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Пер. А. Качалов. М. : Рипол-Классик, 2017. 215 с. ISBN 978-9-99800-032-2.
  • 10. Рапай К. Культурный код : Как мы живем, что покупаем и почему / Пер. с англ. У. Саламатовой. М. : Сколково, 2008. 166 с. ISBN 978-5-9614-0633-7. EDN QXVJIH.
  • 11. Арнольд В. И. Новый обскурантизм и российское просвещение. М. : Фазис, 2003. 60 с. ISBN 5-7036-0083-9.
  • 12. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Региональный маркетинг // Маркетинг. 2008. № 4(101). С. 74–88. EDN JUMZGR.
  • 13. Рыбина М. Н., Исаенко В. О. Потребление как существенный фактор развития человека в условиях формирования новой экономики // Вестник университета. 2013. № 19. С. 205–213. EDN RTQFMZ.
  • 14. Старшее поколение и будущее / Под науч. ред. Н. М. Римашевской. М. : Экономическое образование, 2014. 211 с. ISBN 978-5-7425-0174-9. EDN TVDZQP.
  • 15. Ласкар М. Х. Глобальное общество потребления и потребительские тенденции в Индии // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 1. С. 54–65. DOI 10.19181/nko.2022.28.1.5. EDN WFKQDV.
  • 16. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования / А. А. Шабунова, В. Г. Доброхлеб, Е. И. Медведева [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 6. С. 27–50. DOI 10.15838/esc.2019.6.66.2. EDN GRDOTW.
  • 17. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Успешный человек: проблемы потребления и пути решения // Вестник государственного социально-гуманитарного университета. 2019. № 2(34). С. 62–71. EDN CCUFPR.
  • 18. Возможности междисциплинарного исследования основ экономического поведения / Л. Сухоцка, А. В. Ярашева, Е. И. Медведева [и др.] // Народонаселение. 2021. Т. 24, № 4. С. 82–94. DOI 10.19181/population.2021.24.4.7. EDN JOVVGL.

Сведения об авторах


Медведева Елена Ильинична
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Крошилин Сергей Викторович
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики РязГМУ Минздрава России

Авачёва Татьяна Геннадиевна
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия
кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой математики, физики и медицинской информатики РязГМУ Минздрава России

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 29. № 1.
>> Архив журнала