Журнал: Социологическая наука и социальная практикаИльин А. Н.Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4577 Ильин Алексей Николаевич Омский государственный педагогический университет Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Ильин А. Н. Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Том. 4. № 3. С. 38-53.DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4577Рубрика: ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВОВыражение признательностиРабота выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (государственное задание)Аннотация: Культурная тенденция, называемая консюмеризмом, представляет собой динамичное явление, преобразующееся в процессе времени. Потребление тиражирует совершенно определённые ценностные ориентации, основанные на вещизме, гонке за модой и за новизной, которая на самом деле является мнимой, неподлинной. Консюмеризм формирует ценность постоянного потребления, а индустрия потребительской цивилизации, создавая новые модели гаджетов, только разжигает страсть перманентных приобретений. В обществе потребления доминирует императив, требующий перманентно обновлять личную систему вещей (принцип перманентности). Производство обслуживает не просто потребности, а рост потребностей. Оно ориентируется на изготовление всё большего количества вещей, в том числе малополезных, но обладающих престижным статусом и символической полнотой. Мода постоянно меняется и потому потребление превращается в бесконечный процесс. Консюмер демонстрирует окружающим, что он обеспечивает свою современность и соответствие императивам моды, покупая самые последние модели тех или иных товаров. Так он конструирует свою идентичность. Потребитель, осуществляя постоянные приобретения ради подчёркивания своего статуса, реализует модель поведения, навязанную ему инфраструктурой потребления. Посредством зависимости от тенденций моды потребитель подчёркивает свою независимость — в этом заключён парадокс общества потребления. Однако тенденция перманентного обновления вещей несёт в себе антиэкологичную сущность.Ключевые слова: культура потребления; консюмеризм; одноразовость; мода; капитализм; инфраструктура потребленияЛитература:Бауман З. Мыслить социологически: учеб. пособие / Пер. с англ., ред. А. Ф. Филиппова; Ин-т «Открытое общество». — М.: Аспект Пресс, 1996. — 255 с.Бискэ Г. Геологи Советского Союза: связь времен // Альтернативы. — 2011. — № 4.— С. 108—118.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. — 387 с.Ванн Д., Нэйлор Т., Де Грааф Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. — 392 с.Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. № — 4 (25). — С. 63—77.Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения // Вопросы философии. — 2015. — № 2. — С. 15—24.Кара-Мурза С. Г. Манипуляции продолжаются. Стратегия разрухи. — М.: Алгоритм, 2011. — 352 с.Кара-Мурза С. Г. Матрица «Россия». — М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. — 256 с.Кендюхов А. Философия маркетинга и общество потребления: начало но¬вой цивилизации или начало конца? [Электронный ресурс]: Интернет-издание «Остров». 18.09.2009. URL: http://www.ostro.org/artlcles/artlcle-70222 / (дата обращения: 15.08.2016).Тоффлер Э. Футурошок. — СПб., 1997. — 464 с.Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М.: Мысль, 1974. — 262 с.Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М.: Просвещение, 1993. — С. 189—370.Сведения об авторахИльин Алексей Николаевич Омский государственный педагогический университеткандидат философских наук, доцентСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2016. Том. 4. № 3. >> Архив журнала