Журнал: Социологический журнал

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А.
Темпоральные противоречия возрастных общностей: типологический анализ стратегий преодоления

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5157

Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Темпоральные противоречия возрастных общностей: типологический анализ стратегий преодоления // Социологический журнал. 2017. Том. 23. № 2. С. 8-27.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5157

Рубрика:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация:

Цель статьи состоит в анализе возрастных общностей в контексте единства и противоречивости их биологического, психологического и социального времени для выявления особенностей их темпоральных стратегий поведения. Представлены результаты теоретической разработки понятий возрастной общности, ее темпоральных противоречий и типологического анализа стратегий их преодоления. Обосновано применение междисциплинарной методологии в исследовании данного вопроса и интеграции достижений естественных наук, социальной психологии и социологии. Дана авторская трактовка возрастной общности как объединения людей, связанных и взаимодействующих между собой на основе схожего биологического, психологического и социального возрастов, особенности и противоречия которых формируются в конкретном социально-историческом контексте. Раскрыто понятие дисхроноза как рассогласования трех видов времени возрастной общности — биологического, психологического и социального. Предложен один из возможных подходов к построению типологии стратегий преодоления дисхроноза возрастной общности.Показано, что он базируется на использовании такого критерия, как выбор способов преодоления темпоральных противоречий. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, проведенного авторами с использованием качественных методов — глубинного интервью с представителями различных возрастных общностей; анализа контента веб-сайтов, форумов, блогов, соцсетей, связанного с проблемой исследования. Результаты исследования могут найти отражение в рекомендациях для образовательных, культурных, досуговых организаций, социальных учреждений, работающих с различными возрастными общностями, органов государственной власти и местного самоуправления с целью оптимизации социальной, экономической, культурной и образовательной политики. типологии стратегий преодоления дисхроноза возрастной общности. 

Литература:

  • Амбарова П.А. Родятся дети, и жизнь повторится сначала… Пожилое родительство как стратегия «преодоления возраста» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2016. № 4. С. 127–134.
  • Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: СПбГУ, 2000. — 196 с.
  • Бухалова Н.А. Проблемы социальной инклюзии лиц пожилого и старческого возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4. С. 57–60.
  • Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования пожилых людей в Германии // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 159–162.
  • Григорьева И.А., Видясова Л.А., Дмитриева А.В., Сергеева О.В. Пожилые в современной России: между занятостью, образованием и здоровьем. СПб.: Алетейя, 2015. — 336 с.
  • Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — 304 с.
  • Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 38–49.
  • Рогозин Д. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Социологический журнал. 2012. № 4. С. 62–93.
  • Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: РОССПЭН, 2009. — 271 с.
  • Ткаченко Н. Наши университеты [электронный ресурс]. Дата обращения: 29.12.2016. URL: .
  • Ярская В.Н. Темпорально-смысловая дистанция в поле социальной сплоченности // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 14–24.
  • Cooke M. Policy changes and the labour force participation of older workers: Evidence from six countries // Canadian Journal on Aging. 2006. Vol. 25. No. 4. P. 387–400. DOI: 10.1353/cja.2007.0015
  • From exclusion to inclusion in old age: a global challenge / Ed. by N. Scharf, N.C. Keating. Bristol, UK: Polity Press, 2012. — 192 p.
  • Jamieson A. Retirement, learning and the role of Higher Education // International Journal of Lifelong Education. 2016. Vol. 35. No. 5. P. 477–489. DOI: 10.1080/02601370.2016.1224036

Сведения об авторах


Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор социологических наук

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 23. № 2.
>> Архив журнала