Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Бонзак Р.
Интерпретация изображений и Документальный метод


Бонзак Ральф
Свободный университет Берлина


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бонзак Р. Интерпретация изображений и Документальный метод // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том. 9. № 13. С. 7-26.

Рубрика:

Теоретические дискурсы и дискуссии

Аннотация:

Значительное продвижение в качественных методах напрямую связано с развитием области текстовой интерпретации. На основании тщательной реконструкции формальных структур тексты рассматриваются как автономные сферы само-референтных систем. До сих пор в поле социальных наук подобный методологический статус отрицался в отношении изображений в эмпирическом исследовании. Документальный метод, основанный н социологии знания Карла Мангейма, открывает методический доступ к изображениям. Методология из истории искусства (Панфоски, Имдал) может быть подходящей для эмпирического исследования в социальных науках. Связи с семиотикой (Барт, Эко) и философией (Фуко) отражаются как следствие на качественных методах. Таким образом, вербально-контекстуальное «до-знание» может контролироваться методически в документальной интерпретации изображений. Реконструкция формальной структуры изображений приобретает первостепенную важность в анализе. В статье все это показывается на примерах из исследовательской практики.

Литература:

  • Baltruschat, Astrid (2010). Film interpretation according to the documentary method. In: Bohnsack, Ralf/ Pfaff, Nicolle/ Weller, Wivian (eds.) (2010): Qualitative analysis and documentary method in international educational research (pp. 311–342). Opladen/Farmington Hills: Barbara Budrich. URL:
  • http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php? ID=334 (accessed 11.07.2017).
  • Baltruschat, Astrid (2011). Pars pro toto: film interpretation according to the documentary method illustrated by means of an example. In: Educa??o Tem?tica Digital (ETD), Jg. 12, Heft 2, pp. 77–92. URL:
  • http://www.fae.unicamp.br/revista/index.php/etd/article/view/2299 (accessed 11.07.2017).
  • Barthes, Roland (1967). Elements of semiology. London: Jonathan Cape.
  • Barthes, Roland (1991). The responsibility of forms. Critical essays on music, art and representation. Berkeley: University of California Press.
  • Belting, Hans (2001). Bild-Anthropologie. Entw?rfe f?r eine Bildwissenschaft. M?nchen: Fink.
  • Berger, Peter & Peter Luckmann (1966). The social construction of reality. Garden City, New York: Doubleday.
  • Birdwhistell, Ray L. (1952). Introduction to kinesics (An annotation system for analysis of body motion and gesture). Louisville: University of Louisville.
  • Boehm, Gottfried (1978). Zu einer Hermeneutik des Bildes. In Hans-Georg Gadamer & Gottfried Boehm (Eds.), Seminar: Die Hermeneutik und die Wissenschaften (pp. 444–471). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Bohnsack, Ralf (2001). Dokumentarische Methode. Theorie und Praxis wissenssoziologischer Interpretation. In Theo Hug (Ed.), Wie kommt Wissenschaft zu Wissen? Bd. 3: Einf?hrung in die Methodologie der Kultur- und Sozialwissenschaften (pp. 326–345). Baltmannsweiler.
  • Bohnsack, Ralf (2003). Qualitative Methoden der Bildinterpretation. Zeitschrift f?r Erziehungswissenschaft (ZfE), II, pp. 159–172.
  • Bohnsack, Ralf (2004). Group discussion. In Uwe Flick, Ernst von Kardorff Iris Steinke (Eds.), A companion to qualitative research. (pp. 214–220). London: Sage.
  • Bohnsack, Ralf (2006). Mannheims Wissenssoziologie als Methode. In Dirk T?nzler, Hubert Knoblauch, Hubert & Hans-Georg Soeffner (Eds.), Neue Perspektiven der Wissenssoziologie (pp. 271–291).
  • Konstanz: UVK.
  • Bohnsack, Ralf (2007a). Die dokumentarische Methode in der Bild- und Fotointerpretation. In Ralf
  • Bohnsack, Iris Nentwig-Gesemann & Arnd-Michael Nohl (Eds.), Die dokumentarische Methode und ihre Forschungspraxis. Grundlagen qualitativer Sozialforschung (2nd edition, pp. 67–90). Wiesbaden: VS-Verlag.
  • Bohnsack, Ralf (2007b). «Heidi»: Eine exemplarische Bildinterpretation auf der Basis der dokumentarischen
  • Methode In Ralf Bohnsack, Iris Nentwig-Gesemann & Arnd-Michael Nohl (Eds.), Die dokumentarische Methode und ihre Forschungspraxis. Grundlagen qualitativer Sozialforschung (2nd edition, pp.323–337). Wiesbaden: VS-Verlag (2nd edition).
  • Bohnsack, Ralf (2007c). Zum Verh?ltnis von Bild- und Textinterpretation in der qualitativen Sozialforschung. In Barbara Friebertsh?user, Heide von Felden, Heide & Burkhard Sch?ffer (Eds.), Bild und Text — Methoden und Methodologien visueller Sozialforschung in der Erziehungswissenschaft. (pp. 21–
  • . Opladen: Barbara Budrich.
  • Bohnsack, Ralf (2007d). Dokumentarische Bildinterpretation am Beispiel eines Werbefotos. In Renate Buber & Hartmut Holzm?ller (Eds.), Qualitative Marktforschung. Konzepte. Methoden. Analysen (pp. 951–978). Stuttgart: Gabler.
  • Bohnsack, Ralf (2009). Qualitative Bild- und Videointerpretation. Die dokumentarische Methode. Opladen/ Farmington Hills: UTB.
  • Bohnsack, Ralf (2010a). Documentary method and group discussions. In: Bohnsack, Ralf/ Pfaff, Nicolle/Weller, Wivian (eds.): Qualitative analysis and documentary method in ?nternational educational research (pp. 99–124) Opladen & Farmington Hills URL: http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php?
  • ID=334 (accessed 11.07.2017).
  • Bohnsack, Ralf (2010b). Rekonstruktive Sozialforschung. Einf?hrung in qualitative Methoden. Opladen und Farmington Hills, MI 2010 (8th edn.).
  • Bohnsack, Ralf (2013). Documentary method. In: Flick, Uwe (ed.): SAGE handbook of analyzing qualitative data (pp. 217–233) bb. Thousand Oakes/London/New Delhi: Sage.
  • Bohnsack, Ralf/Pfaff, Nicolle/Weller, Wivian (eds.) (2010): Qualitative analysis and documentary method in international educational research. Opladen/Farmington Hills: Barbara Budrich URL: http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php? ID=334 (accessed 11.07.2017).
  • Bohnsack, Ralf (2017a). Praxeologische Wissenssoziologie. Opladen/Toronto: Barbara Budrich/UTB.
  • Bohnsack, Ralf (2017b). Praxeological Sociology of Knowledge and Documentary Method: Karl Mannheim’s Framing of Empirical Research. In: Kettler, David/Meja, Volker (Hg.): The Anthem Companion to Karl Mannheim. London/New York/Delhi.
  • Bohnsack, Ralf & Przyborski, Aglaja (2006). Diskursorganisation, Gespr?chsanalyse und die Methode der Gruppendiskussion. In Ralf Bohnsack, Aglaja Przyborski & Burkhard Sch?ffer (Eds.), Das Gruppendiskussionsverfahren in der Forschungspraxis. (pp. 233–248). Opladen & Farmington Hills: Barbara Budrich.
  • Bohnsack, Ralf/ Pfaff, Nicolle/ Weller, Wivian (eds.) (2010). Qualitative analysis and documentary method in international educational research. Opladen/Farmington Hills: Barbara Budrich. URL: http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php? ID=38,98 (accessed 11.07.2017).
  • Bourdieu, Pierre (1990). Photography. A middle-brow art. Stanford: Stanford University Press.
  • Bourdieu, Pierre (1992). The practice of reflexive sociology (The Paris workshop). In Pierre Bourdieu & Lo?c J. D. Wacquant (Eds), An invitation to reflexive sociology (pp. 217–260). Cambridge: Polity Press.
  • Eco, Umberto (1968). La struttura assente. Milano: Bompiani.
  • Eco, Umberto (1994). Einf?hrung in die Semiotik (8th edition). M?nchen: Fink.
  • Foucault, Michel (1989). The order of things. An archaeology of the human sciences. London: Routledge.
  • Garfinkel, Harold (1961). Aspects of common sense knowledge of social structures. In International Sociological Association (Ed.), Transactions of the Fourth World Congress of Sociology (Vol. IV, pp. 51–65). Lovain: International Sociological Association.
  • Garfinkel, Harold (1967). Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall.
  • Gebauer, G?nther & Wulf, Christoph (1995). Mimesis. Culture — art — society. Berkeley: University of California Press.
  • Goffman, Erving (1979). Gender advertisements. New York: Harper and Row.
  • Goodwin, Charles (2001). Practices of seeing visual analysis: An ethnomethodological approach.
  • In Theo van Leeuwen & Carey Jewitt (Eds.), Handbook of visual analysis (pp. 157–182) Los Angeles: Sage.
  • Greub, Thierry (Ed.) (2001). Las Meninas im Spiegel der Deutungen. Eine Einf?hrung in die Methoden der Kunstgschichte. Berlin: Reimer.
  • G?nthner, Susanne & Knoblauch, Hubert (1995). Culturally patterned speaking practices — The analysis of communicative genres. Pragmatics, 5(1), pp. 1–32.
  • Heidegger, Martin (1986). Sein und Zeit. T?bingen: Mohr. [Orig. 1927].
  • Imdahl, Max (1979). ?berlegungen zur Identit?t des Bildes. In Odo Marquard &Karlheinz Stierle (Eds.),
  • Identit?t (Reihe: Poetik und Hermeneutik, Bd. VII) (pp. 187–211). M?nchen: Fink.
  • Imdahl, Max (1994). Ikonik. Bilder und ihre Anschauung. In Gottfried Boehm (Ed.), Was ist ein Bild? (pp. 300–324). M?nchen: Fink.
  • Imdahl, Max (1996a). Giotto — Arenafresken. Ikonographie — Ikonologie — Ikonik. M?nchen: Fink.
  • Imdahl, Max (1996b). Wandel durch Nachahmung. Rembrandts Zeichnung nach Lastmanns «Susanna im Bade». In Max Imdahl, Zur Kunst der Tradition. Gesammelte Schriften, Vol. 2 (pp. 431–456). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Imdahl, Max (1996c). Pose und Indoktrination. Zu Werken der Plastik und Malerei im Dritten Reich.
  • In Max Imdahl, Reflexion — Theorie — Methode. Gesammelte Schriften, Vol. 3 (pp. 575–590). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Knoblauch, Hubert (2006). Videography. focused ethnography and videoanalysis. In Hubert Knoblauch, Bernt Schnettler, J?rgen Raab & Hans-Georg Soeffner (Eds.), Video analysis. Methodology and
  • methods. Qualitative audiovisual data analysis in sociology (pp. 69–83). Frankfurt a.M.: Peter Lang.
  • Leeuwen, Theo van (2001). Semiotics and iconography. In Theo van Leeuwen & Carey Jewitt (Eds.), Handbook of visual analysis (pp. 92–118). Los Angeles: Sage.
  • Luhmann, Niklas (1987). Soziale Systeme. Grundriss einer allgemeinen Theorie. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Luhmann, Niklas (1990). Die Wissenschaft der Gesellschaft. Frankfurt a.M: Suhrkamp.
  • Mannheim, Karl (1952). On the interpretation of Weltanschauung. In Karl Mannheim, Essays in the sociology of knowledge (pp. 33–83). London: Routledge & Kegan Paul.
  • Mannheim, Karl (1980). Strukturen des Denkens. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Mannheim, Karl (1982). Structures of Thinking. London: Routledge & Kegan Paul.
  • Mitchell, William J. T. (1994). Picture theory. Essays on verbal and visual representation. Chicago & London: The University of Chicago Press.
  • Nentwig-Gesemann, Iris (2006). The ritual culture of learning in the context of family vacation: a qualitative analysis of vacation pictures. In Tobias Werler & Christoph Wulf (Eds.), Hidden dimensions of education. Rhetoric, rituals and anthropology (pp. 135–148). M?nster: Waxmann.
  • Panofsky, Erwin (1932). Zum Problem der Beschreibung und Inhaltsdeutung von Werken der Bildenden Kunst. Logos, XXI, pp. 10–119.
  • Panofsky, Erwin (1955). Iconography and iconology: An introduction to the study of Renaissance art. In Erwin Panofsky, Meaning in the visual arts (pp. 51–81). Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books.
  • Panofsky, Erwin (1992). Die Perspektive als «symbolische Form». In Erwin Panofsky (Ed.), Aufs?tze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft (pp. 99–167). Berlin: Wissenschaftsverlag Spiess. [Orig. 1927]
  • Popper, Karl R. (1959). The logic of scientific discovery. London: Hutchinson & Co.
  • Salgado, Sebasti?o (1997). Terra. Frankfurt a.M.: Zweitausendeins.
  • Sacks, Harvey (1995). Lectures on conversations. Vol. I & II. Oxford (UK) and Cambridge (USA): Blackwell.
  • Schutz, Alfred (1964). Collected papers I. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Sch?tze, Fritz (1987). Das narrative Interview in Interaktionsfeldstudien: Erz?hltheoretische Grundlagen.
  • Studienbrief der Fernuniversit?t Hagen.
  • Wagner-Willi, Monika (2006). On the multidimensional analysis of video-data. Documentary interpretation of interaction in schools. In Hubert Knoblauch, Bernt Schnettler, J?rgen Raab & Hans-Georg Soeffner (Eds.), Video analysis. Methodology and methods. Qualitative audiovisual data analysis in sociology (pp. 143–153). Frankfurt a.M.: Peter Lang.

Сведения об авторах


Бонзак Ральф
Свободный университет Берлина
Доктор философии, профессор Свободного университета Берлина

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 9. № 13.
>> Архив журнала