Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияВеселкова Н. В.Куда идет «Троллейбус»? Социологический ресурс одной фотографии Веселкова Наталья В. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина, УрФУ (Екатеринбург) Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Веселкова Н. В. Куда идет «Троллейбус»? Социологический ресурс одной фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том. 9. № 13. С. 27-38.Рубрика: Теоретические дискурсы и дискуссииАннотация: Работа с картинкой «самой по себе» в рамках «сильной программы» (так ниже) визуального анализа представлена как одна из точек входа в исследовании визуального, наряду с другими возможными порталами — фигурой автора, историей создания и бытования объекта. Известная фотография Роберта Франка «Троллейбус. Новый Орлеан. 1955» была выбрана Еленой Мещеркиной (Рождественской) для открытия рубрики «Ви-зуальная социология» в первом номере журнала «ИНТЕР» в 2002 г. В настоящей статье на примере того же образа обсуждается специфика, условно, американского и российского взглядов, общим в них является внимание к сегрегации, различным — восприятие динамики и эмоционального ряда. Энергетику снимка и всей фотокниги «Американцы»,частью которой он является, по сей день питает напряжение понятного и непонятного, американского и неамериканского. Воплощенные фотографом темы отчуждения и хипстеризма получают сегодня новое звучание так же, как и практики художественного прочтения (Дж. Кук, Дж. Дей, М. Хеннер) такого «гиперканонизированного» текста, каким, по выражению У. Т. Митчелла, стало анализируемое произведение.Литература:Гершович А. Почему они летают? // booknik младший. 05.02.2010. URL: http://family.booknik.ru/articles/detyam-ob-iskusstve/pochemu-oni-letayut/ (дата обращения: 31.05.2017).Голубев А., Ушакин С. Экс-позиция письма: о правилах чтения чужой переписки // ХХ век: письма войны. М.: Новое литературное обозрение, 2016. С. 8–21.Керуак Дж. В дороге / Пер. В. Когана. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2013.Коряковцев А., Вискунов С. Марксизм и полифония разумов. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016.Мейлер Н. Белый негр. Беглые размышления о хипстере // Вопросы философии. 1992. № 9.С. 131–145. URL: http://ec-dejavu.ru/h/Hipster.html (дата обращения: 31.05.2017).Мещеркина Е. Субъектив камеры // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2002. № 1. С. 84–86.Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений //Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 28–42.Митчелл У. Т. Чего на самом деле хотят картинки? / Пер. Д. Потемкина // Художественный Журнал. 2015. № 94. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/1/article/60 (дата обращения: 31.05.2017).Мусвик В. Место встречи // FotoFond. 02.11.12. URL: http://fotofond.ria.ru/territory_of_the_expert//549552130.html (дата обращения: 31.05.2017).Мусто М. Еще раз о марксовой концепции отчуждения // Альтернативы. 2013. № 3. URL:http://su0.ru/MXz1 (дата обращения: 31.05.2017).Сонтаг С. О фотографии / Пер. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.Хипстерский урбанизм: как сделать жизнь в малых городах интересной // Соль. 26.07.2016.URL: https://salt.zone/radio/2608 (дата обращения: 31.05.2017).Alexander S. The criticism of Robert Frank’s «The Americans» [Master of Art Thesis]: University of Arizona,URL: http://arizona.openrepository.com/arizona/handle/10150/277059 (дата обращения: 31.05.2017).An Off-Beat View of the U.S.A.: Popular Photography’s Editors Comment on a Controversial NewBook. Reviews of «The American» // Popular Photography. 1960. № 5 (46). P. 104–106.Baier L. Visions of Fascination and Despair: The Relationship between Walker Evans and RobertFrank // Art Journal. 1981. № 1 (41). P. 55–63.Baker S. Erasing «The Americans» // The New York Times. 28.02.2012. URL: https://6thfloor.blogs.nytimes.com/2012/02/28/erasing-americans/ (дата обращения: 31.05.2017).Becker H. S. Visual sociology, documentary photography, and photojournalism: It’s (almost) all a matterof context // Visual Sociology. 1995. № 1–2 (10). P. 5–14.Becker H. S. Photography and sociology // Studies in the anthropology of visual communication.№ 1 (1). P. 3–26.Campbell N. «The look of hope or the look of sadness»: Robert Frank’s dialogical vision // ComparativeAmerican Studies. 2003. № 2 (1). P. 204–211.Cook J. Robert Frank’s America // Afterimage. 1982. № 8 (9). URL: http://jnocook.net/frank/rfa.htm (дата обращения: 31.05.2017).Cook J. The Robert Frank Coloring Book. Chicago: Artists Book Works, 1983. URL: http://jnocook.net/frank/rfcolor1.htm (дата обращения: 31.05.2017).Cook J. Robert Frank: Dissecting the American Image // Exposure. 1986. № 1 (24). URL: http://jnocook.net/frank/frank.htm (дата обращения: 31.05.2017).Cotkin G. Feast of Excess: A Cultural History of the New Sensibility. New York: Oxford University Press, 2015.Cotkin G. The photographer in the beat-hipster idiom: Robert Frank’s The Americans // AmericanStudies. 1985. № 1 (26). P. 19–33.Day J. Postcards from the road: Robert Frank’s The Americans. Bristol: Intellect, 2014.Day J. Robert Frank’s The Americans: The Art of Documentary Photography. Bristol: Intellect, 2011.Dean D. G. Alienation: Its meaning and measurement // American Sociological Review. 1961. № 26 (5). p. 753–758.Estrin J. Robert Frank, Valuing the Image Over the Object // The New York Times. 5.02.2016. URL:https://nyti.ms/2qAahb2 (дата обращения: 31.05.2017).Frank R. A Statement // U. S. Camera Annual. 1958. P. 115.Glenn C. W. Frank, Robert // The Grove encyclopedia of American art / Ed. by J. M. Marter. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 263–265.Greene S. A. Beyond Bolotnaia: Bridging old and new in Russia’s election protest movement // Problems of Post-Communism. 2013. № . 2 (60). P. 40–52.Grief M. The Hipster in the mirror // The New York Times. 12.11.2010.Harris D. The Americans at 50: A review of the exhibition and related publications of «Looking In: Robert Frank’s The Americans» // Photography and Culture. 2011. № 1 (4). P. 93–101.Henner M. Less Am?ricains // Vimeo. 2012a. URL: https://vimeo.com/36580564 (дата обращения:05.2017).Henner M. Less Am?ricains // Lensculture. 2012б. URL: https://www.lensculture.com/projects/86?less-americains (дата обращения: 31.05.2017).Inside Photographer Robert Frank’s The Americans. Narrated by Sarah Greenough. [s. a.]. URL:https://www.youtube.com/watch?v=mHtRZBDOgagt=153.787066 (дата обращения: 31.05.2017).Kennedy L. Afterimages: Photography and US Foreign Policy. Chicago: University of Chicago Press, 2016.Ladd J. Master of the Photobook: Robert Delpire’s Long and Legendary Influence // Time. 9.05.2012.URL: http://time.com/3788403/robert-delpire/ (дата обращения: 31.05.2017).Looking In: Robert Frank’s «The Americans» 50th Anniversary Celebration of Iconic Book of Photographs Premieres at National Gallery of Art, Washington; Travels to San Francisco and New York in 2009 // National Gallery of Art. Release. 14.02.2008. URL: https://www.nga.gov/content/ngaweb/press/exh/0263.html (дата обращения: 31.05.2017).Mitchell W. J. T. What do pictures want?: The lives and loves of images. Chicago: University of Chicago Press, 2005.Mortenson E. The Ghost of Humanism: Rethinking the Subjective Turn in Postwar American Photography// History of Photography. 2014. № 38 (4). P. 418–434.Nesterenko A., Smith C. Z. Contemporary interpretations of Robert Frank’s The Americans // JournalismQuarterly. 1984. № 3 (61). P. 567–577.O’Hagan S. Mishka Henner’s erased images: art or insult? // The Guardian. 23.05.2012. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2012/may/23/mishka-henner-less-americains (дата обращения: 31.05.2017).Reich Ch. A. The Greening of America. New York: Random House, 1970.Robert Frank — The Americans (book) // YouTube. 2.10.2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8–01NkUGBO8 (дата обращения: 31.05.2017).Robert Frank: Books and Films, 1947–2017. A Two Week Pop-Up Show. 18 February — 3 March 2017,Berkeley // Steidl. URL: http://su0.ru/USyI (дата обращения: 31.05.2017).Seeman M. On the meaning of alienation // American sociological review. 1959. № 6 (24). P. 783–791.Sturken M., Cartwright L. Practices of Looking: Images, Practices and Politics // Practices of Looking:An Introduction to Visual Culture. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 10–44.Sweetman A. Photobookworks: the critical realist tradition // Artists’ Books: A Critical Anthology and Sourcebook / Ed. by J. Lyons. Rochester, New York: Gibbs M. Smith, Inc. Peregrine Smith Books; Visual Studies Workshop Press, 1985. P. 187–205.Schiermer B. Late-modern hipsters: New tendencies in popular culture // Acta Sociologica. 2014.№ 2 (57). P. 167–181.Сведения об авторахВеселкова Наталья В. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина, УрФУ (Екатеринбург)Кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии УрФУСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2017. Том. 9. № 13. >> Архив журнала