Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Веселкова Н. В.
Куда идет «Троллейбус»? Социологический ресурс одной фотографии


Веселкова Наталья В.
Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина, УрФУ (Екатеринбург)


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Веселкова Н. В. Куда идет «Троллейбус»? Социологический ресурс одной фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том. 9. № 13. С. 27-38.

Рубрика:

Теоретические дискурсы и дискуссии

Аннотация:

Работа с картинкой «самой по себе» в рамках «сильной программы» (так ниже) визуального анализа представлена как одна из точек входа в исследовании визуального, наряду с другими возможными порталами — фигурой автора, историей создания и бытования объекта. Известная фотография Роберта Франка «Троллейбус. Новый Орлеан. 1955» была выбрана Еленой Мещеркиной (Рождественской) для открытия рубрики «Ви-зуальная социология» в первом номере журнала «ИНТЕР» в 2002 г. В настоящей статье на примере того же образа обсуждается специфика, условно, американского и российского взглядов, общим в них является внимание к сегрегации, различным — восприятие динамики и эмоционального ряда. Энергетику снимка и всей фотокниги «Американцы»,частью которой он является, по сей день питает напряжение понятного и непонятного, американского и неамериканского. Воплощенные фотографом темы отчуждения и хипстеризма получают сегодня новое звучание так же, как и практики художественного прочтения (Дж. Кук, Дж. Дей, М. Хеннер) такого «гиперканонизированного» текста, каким, по выражению У. Т. Митчелла, стало анализируемое произведение.

Литература:

  • Гершович А. Почему они летают? // booknik младший. 05.02.2010. URL: http://family.booknik.ru/
  • articles/detyam-ob-iskusstve/pochemu-oni-letayut/ (дата обращения: 31.05.2017).
  • Голубев А., Ушакин С. Экс-позиция письма: о правилах чтения чужой переписки // ХХ век: письма войны. М.: Новое литературное обозрение, 2016. С. 8–21.
  • Керуак Дж. В дороге / Пер. В. Когана. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2013.
  • Коряковцев А., Вискунов С. Марксизм и полифония разумов. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016.
  • Мейлер Н. Белый негр. Беглые размышления о хипстере // Вопросы философии. 1992. № 9.
  • С. 131–145. URL: http://ec-dejavu.ru/h/Hipster.html (дата обращения: 31.05.2017).
  • Мещеркина Е. Субъектив камеры // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2002. № 1. С. 84–86.
  • Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений //
  • Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 28–42.
  • Митчелл У. Т. Чего на самом деле хотят картинки? / Пер. Д. Потемкина // Художественный Журнал. 2015. № 94. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/1/article/60 (дата обращения: 31.05.2017).
  • Мусвик В. Место встречи // FotoFond. 02.11.12. URL: http://fotofond.ria.ru/territory_of_the_expert/
  • /549552130.html (дата обращения: 31.05.2017).
  • Мусто М. Еще раз о марксовой концепции отчуждения // Альтернативы. 2013. № 3. URL:
  • http://su0.ru/MXz1 (дата обращения: 31.05.2017).
  • Сонтаг С. О фотографии / Пер. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
  • Хипстерский урбанизм: как сделать жизнь в малых городах интересной // Соль. 26.07.2016.
  • URL: https://salt.zone/radio/2608 (дата обращения: 31.05.2017).
  • Alexander S. The criticism of Robert Frank’s «The Americans» [Master of Art Thesis]: University of Arizona,
  • URL: http://arizona.openrepository.com/arizona/handle/10150/277059 (дата обращения: 31.05.2017).
  • An Off-Beat View of the U.S.A.: Popular Photography’s Editors Comment on a Controversial New
  • Book. Reviews of «The American» // Popular Photography. 1960. № 5 (46). P. 104–106.
  • Baier L. Visions of Fascination and Despair: The Relationship between Walker Evans and Robert
  • Frank // Art Journal. 1981. № 1 (41). P. 55–63.
  • Baker S. Erasing «The Americans» // The New York Times. 28.02.2012. URL: https://6thfloor.blogs.
  • nytimes.com/2012/02/28/erasing-americans/ (дата обращения: 31.05.2017).
  • Becker H. S. Visual sociology, documentary photography, and photojournalism: It’s (almost) all a matter
  • of context // Visual Sociology. 1995. № 1–2 (10). P. 5–14.
  • Becker H. S. Photography and sociology // Studies in the anthropology of visual communication.
  • № 1 (1). P. 3–26.
  • Campbell N. «The look of hope or the look of sadness»: Robert Frank’s dialogical vision // Comparative
  • American Studies. 2003. № 2 (1). P. 204–211.
  • Cook J. Robert Frank’s America // Afterimage. 1982. № 8 (9). URL: http://jnocook.net/frank/rfa.htm (дата обращения: 31.05.2017).
  • Cook J. The Robert Frank Coloring Book. Chicago: Artists Book Works, 1983. URL: http://jnocook.
  • net/frank/rfcolor1.htm (дата обращения: 31.05.2017).
  • Cook J. Robert Frank: Dissecting the American Image // Exposure. 1986. № 1 (24). URL: http://jnocook.
  • net/frank/frank.htm (дата обращения: 31.05.2017).
  • Cotkin G. Feast of Excess: A Cultural History of the New Sensibility. New York: Oxford University Press, 2015.
  • Cotkin G. The photographer in the beat-hipster idiom: Robert Frank’s The Americans // American
  • Studies. 1985. № 1 (26). P. 19–33.
  • Day J. Postcards from the road: Robert Frank’s The Americans. Bristol: Intellect, 2014.
  • Day J. Robert Frank’s The Americans: The Art of Documentary Photography. Bristol: Intellect, 2011.
  • Dean D. G. Alienation: Its meaning and measurement // American Sociological Review. 1961. № 26 (5). p. 753–758.
  • Estrin J. Robert Frank, Valuing the Image Over the Object // The New York Times. 5.02.2016. URL:
  • https://nyti.ms/2qAahb2 (дата обращения: 31.05.2017).
  • Frank R. A Statement // U. S. Camera Annual. 1958. P. 115.
  • Glenn C. W. Frank, Robert // The Grove encyclopedia of American art / Ed. by J. M. Marter. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 263–265.
  • Greene S. A. Beyond Bolotnaia: Bridging old and new in Russia’s election protest movement // Problems of Post-Communism. 2013. № . 2 (60). P. 40–52.
  • Grief M. The Hipster in the mirror // The New York Times. 12.11.2010.
  • Harris D. The Americans at 50: A review of the exhibition and related publications of «Looking In: Robert Frank’s The Americans» // Photography and Culture. 2011. № 1 (4). P. 93–101.
  • Henner M. Less Am?ricains // Vimeo. 2012a. URL: https://vimeo.com/36580564 (дата обращения:
  • 05.2017).
  • Henner M. Less Am?ricains // Lensculture. 2012б. URL: https://www.lensculture.com/
  • projects/86?less-americains (дата обращения: 31.05.2017).
  • Inside Photographer Robert Frank’s The Americans. Narrated by Sarah Greenough. [s. a.]. URL:
  • https://www.youtube.com/watch?v=mHtRZBDOgag
  • t=153.787066 (дата обращения: 31.05.2017).
  • Kennedy L. Afterimages: Photography and US Foreign Policy. Chicago: University of Chicago Press, 2016.
  • Ladd J. Master of the Photobook: Robert Delpire’s Long and Legendary Influence // Time. 9.05.2012.
  • URL: http://time.com/3788403/robert-delpire/ (дата обращения: 31.05.2017).
  • Looking In: Robert Frank’s «The Americans» 50th Anniversary Celebration of Iconic Book of Photographs Premieres at National Gallery of Art, Washington; Travels to San Francisco and New York in 2009 // National Gallery of Art. Release. 14.02.2008. URL: https://www.nga.gov/content/ngaweb/press/
  • exh/0263.html (дата обращения: 31.05.2017).
  • Mitchell W. J. T. What do pictures want?: The lives and loves of images. Chicago: University of Chicago Press, 2005.
  • Mortenson E. The Ghost of Humanism: Rethinking the Subjective Turn in Postwar American Photography
  • // History of Photography. 2014. № 38 (4). P. 418–434.
  • Nesterenko A., Smith C. Z. Contemporary interpretations of Robert Frank’s The Americans // Journalism
  • Quarterly. 1984. № 3 (61). P. 567–577.
  • O’Hagan S. Mishka Henner’s erased images: art or insult? // The Guardian. 23.05.2012. URL: https://
  • www.theguardian.com/artanddesign/2012/may/23/mishka-henner-less-americains (дата обращения: 31.05.2017).
  • Reich Ch. A. The Greening of America. New York: Random House, 1970.
  • Robert Frank — The Americans (book) // YouTube. 2.10.2013. URL: https://www.youtube.com/
  • watch?v=8–01NkUGBO8 (дата обращения: 31.05.2017).
  • Robert Frank: Books and Films, 1947–2017. A Two Week Pop-Up Show. 18 February — 3 March 2017,
  • Berkeley // Steidl. URL: http://su0.ru/USyI (дата обращения: 31.05.2017).
  • Seeman M. On the meaning of alienation // American sociological review. 1959. № 6 (24). P. 783–791.
  • Sturken M., Cartwright L. Practices of Looking: Images, Practices and Politics // Practices of Looking:
  • An Introduction to Visual Culture. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 10–44.
  • Sweetman A. Photobookworks: the critical realist tradition // Artists’ Books: A Critical Anthology and Sourcebook / Ed. by J. Lyons. Rochester, New York: Gibbs M. Smith, Inc. Peregrine Smith Books; Visual Studies Workshop Press, 1985. P. 187–205.
  • Schiermer B. Late-modern hipsters: New tendencies in popular culture // Acta Sociologica. 2014.
  • № 2 (57). P. 167–181.

Сведения об авторах


Веселкова Наталья В.
Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина, УрФУ (Екатеринбург)
Кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии УрФУ

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 9. № 13.
>> Архив журнала