Журнал: Социологическая наука и социальная практикаАндреев А. Л., Новохатько И. М., Осипова А. С.Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5518 Андреев Андрей Леонидович Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Институт социологии ФНИСЦ РАННовохатько Ирина Марковна Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»Осипова Александра Сергеевна Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Андреев А. Л., Новохатько И. М., Осипова А. С. Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Том. 5. № 4. С. 27-45.DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.4.5518Рубрика: СОЦИОЛОГИЯ НАУКИАннотация: В настоящей статье проанализированы глубинные изменения, связанные с превращением университетов в корпорации в контексте институционального анализа. Исследование выполнено в формате case-study, респондентами были студенты, аспиранты и молодые учёные исследовательских специальностей НИЯУ МИФИ. Авторами выдвинуты три гипотезы: о возможном несовпадении ценностей обучающихся с ценностями университета; о демотивации студентов 3-го курса ввиду отсутствия индивидуальной коррекции обучения и о неуверенности в будущем после окончания обучения как главной причине демотивации. В ходе исследования особенностей мотивационных характеристик студентов и аспирантов при помощи валидизированных методик «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев) и «Источники мотивации» (Дж. Барбуто и Р. Сколл) было выявлено, что, по сравнению с первокурсниками, студенты 3-го курса и магистры находятся в состоянии демотивации относительно учебной деятельности. Это подтверждается высоким значением инструментальной мотивации и низкими результатами по субшкале «Цели в жизни» у данных подгрупп респондентов. Было обнаружено, что демотивация связана с усилением тревожности в ожидании будущего, что обусловлено практически линейной корреляционной связью между субшкалой «Цели в жизни» и интегральным показателем «Осмысленность жизни». В свою очередь, уровень ожиданий аспирантов превосходит возможный уровень вознаграждения. Авторы видят решение данных проблем в развитии социокультурной среды университета, поддерживающей познавательную мотивацию и креативный потенциал личности, а также в системе эффективного кураторства для поддержания личностных смысловых структур студентов и аспирантов, особенно при формировании групп ускоренного развития. Литература:Андреев А. Л. О модернизации образования в России: историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 111—120.Андреев А. Л. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисциплинарность // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 30—41.Балашов В. В. Проблема мотивации научной деятельности студентов вуза / Проблема мотивации научной деятельности студентов вуза / В. В. Балашов, А. В. Пацула, Р. В. Леньков, Е. А. Гайдукова // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 127—130.Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: Изд-во ВШЭ, 2012. 224 с.Бурдье П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2014. 576 с.Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2006. 332 с.Грудзинский А. О., Чупрунов Е. В. Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 132—140.Иващенко Н. П., Энговатова А. А., Коростылева И. И. Национальный университет Сингапура: на пути к предпринимательскому университету // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 62—67.Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. 487 с.Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.МаслоуА. Мотивация и личность / Пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478 с.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 256 с.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии.1996. № 3. С. 116—131.Фролов И. А., Гаязов Э. Б. Система мотивации молодых учёных к активной научной деятельности на примере российских научно-исследовательских университетов // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 22. С. 280-284.Bailey T., Phillips L. The Influence of Motivation and Adaptation on Students’ Subjective Well-being, Meaning in Life and Academic Performance // Higher Education Research & Development. 2016. Vol. 35. № 2. P. 201-216.Barbuto Jr. J. E, Scholl R. W. Motivation Sources Inventory: Development and Validation of New scales to Measure an Integrative Taxonomy of Motivation // Psychological Reports. 1998. Vol. 82. № 3. P. 1011-1022.Green J., Liem G. A. D., Martin A. J., Colmar S., Marsh H. W., McInerney D. Academic Motivation, Self-concept, Engagement, and Performance in High School: Key Processes from a Longitudinal Perspective // Journal of Adolescence. 2012.Vol. 35. № 5.P. 1111-1122.Jeong S., Choiz J. Y. Collaborative Research for Academic Knowledge Creation: How Team Characteristics, Motivation, and Processes Influence Research Impact // Science and Public Policy.2015. № 42. P. 1-14.McClelland David C. Human Motivation. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 663p.Ryan J. C. The work motivation of research scientists and its effect on research performance // R&D Management.2014. Vol. 44. P. 355-369.Stoeber J., Childs J. H., Hayward J. A., Feast A. R. Passion and Motivation for Studying: Predicting Academic Engagement and Burnout in University Students // Educational Psychology. 2011. Vol. 31. № 4. P. 513-528.Vallerand R. J., Pelletier L. G., Blais M. R., Briere N. M., Senecal C., Vallieres E. F. The Academic Motivation Scale: A Measure of Intrinsic, Extrinsic, and Amotivation in Education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52.P. 1003-1017.VallerandR. J., Blanchard C. M., Mageau G. A., KoestnerR., Ratelle C., LeonardM., Gagne M. Les passions de l’ame: On obsessive and harmonious passion // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 85. P. 756-767.Сведения об авторахАндреев Андрей Леонидович Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Институт социологии ФНИСЦ РАНдоктор философских наук, профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАННовохатько Ирина Марковна Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»кандидат философских наук, доцентОсипова Александра Сергеевна Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»магистрСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2017. Том. 5. № 4. >> Архив журнала