Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Шпаковская Л. Л., Чернова Ж. В., Гарифулина Э. Ш.
«В тот день, когда мы впервые встретились…»: барьеры и ресурсы успешного перехода к взрослости воспитанников приемных семей

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.2

Шпаковская Лариса Леонидовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Чернова Жанна Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Гарифулина Эльвира Шамильевна
Московский государственный психолого-педагогический университет; Фонд Тимченко


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Шпаковская Л. Л., Чернова Ж. В., Гарифулина Э. Ш. «В тот день, когда мы впервые встретились…»: барьеры и ресурсы успешного перехода к взрослости воспитанников приемных семей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Том. 11. № 19. С. 19-37.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.2

Рубрика:

Полевые исследования

Аннотация:

Возраст в современных обществах остается важной категорией, определяющей социальные роли индивида, а также оказывающей влияние на его социальный статус и формирующей систему социальных неравенств. Однако смыслы, значения и границы возраста размываются, становятся более индивидуализированными, представляя собой результат индивидуального жизненного выбора. Статья посвящена изучению восприятия детьми изменений, которые происходят в их жизни в связи с потерей биологической семьи и перемещением в приемную семью. Мы анализируем, как воспитанники приемных семей оценивают свой опыт жизни в такой семье в контексте общей жизненной траектории, формируемой под воздействием институциональных, межличностных и индивидуальных контекстов. Методологическую рамку нашего исследования формирует новая социология детства, которая, с одной стороны, определяет детство как социально-исторический конструкт, а с другой — настаивает на изучении жизненного мира детей, предлагая рассматривать их в качестве экспертов своего обыденного опыта. Эмпирическим материалом выступают 238 автобиографических текстов, написанных воспитанниками и выпускниками приемных семей, присланных для участия во Всероссийском конкурсе дневников приемных семей «Наши истории» (Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, 2015–2017 гг.). В статье представлены типичные биографические траектории воспитанников приемных семей как этапы перехода к взрослой жизни, а также барьеры, с которыми сталкиваются дети-сироты, и доступные им в процессе этого перехода ресурсы. Авторы делают вывод, что биографические траектории перехода, доступные для детей, оставшихся без попечения родителей, становятся сложными, разнообразными, индивидуализированными. Эта сложность обусловлена не только спецификой набора ресурсов, которыми располагают приемные семьи для социализации своих воспитанников, но и особенностями понимания детьми своих жизненных историй.

Литература:

  • Абрамов Р. Н., Антонова К. А., Ильин А. В., Грач Е. А., Любарский Г. Ю., Чернова Ж. В. Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России (обзор исследовательского отчета). М.: СБ Групп, 2016.
  • Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1999.
  • Блюм А., Себий П., Захаров С. Взросление во Франции и России: различия в перспективе поколений // С. В. Захаров, Л. М. Прокофьева, О. В. Синявская (науч. ред). Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад, М.: НИСП, 2010. С. 141–173.
  • Голофаст В. Три слоя биографического повествования. // О. Б. Божков (ред.), В. Б. Голофаст. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб: Алетейя, 2006. С. 407–411.
  • Дуденкова И. «Детский вопрос» в социологии: между нормативностью и автономией // Социология власти. 2014. № 3. С. 47–59.
  • Маккартни Д. Р., Эдвардс Р. Исследования семьи. Основные понятия / Е. Ю. Рождественская (науч. ред.). М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
  • Маколи М. Дети в тюрьме. М.: ОГИ, 2008.
  • Нуркова В. Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2010. № 7(2). С 64–82.
  • Рождественская Е. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью // Социология: 4М. 2010. № 30. С. 5–26.
  • Чередниченко Г. Образовательные и профессиональные траектории рабочей молодежи // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 101–110.
  • Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. 2010. № 3. С. 19–43.
  • Чурилова Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек. М.: Издательство «Прометей», 2016.
  • Шпаковская Л. «Подкидыши»: репрезентации приемного родительства в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. № 21 (3) С. 71–92.
  • Яппинен М. Кровные родители детей, изъятых из семьи, в дискурсе сотрудников органов защиты детей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. № 21 (3). С. 93–114.
  • Ярская-Смирнова Е., Присяжнюк Д., Вербилович О. Приемная семья в России: публичный дискурс и мнения ключевых акторов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 18 (4). С. 157–173.
  • Biryukova S., Sinyavskaya O. Children out of Parental Care in Russia: What We Can Learn from the Statistics // The Journal of Social Policy Studies. 2017. № 15 (3). P. 367–382.
  • Bois-Reymond du M. Negotiating Families // Childhood in Europe. Approaches — Trends — Findings / Ed. by M. du Bois-Reymond, H S?nker, H.-H. Kr?ger, NY: Lang Publishing, 2001. P. 161–179.
  • Bois-Reymond du M., S?nker H., Kr?ger H-H. Childhood research, the politics of childhood and children’s lives in Europe: an introduction // Childhood in Europe. Approaches — Trends — Findings / Ed. by M. du Bois-Reymond, H. S?nker, H. -H. Kr?ger. NY: Lang Publishing, 2001. P. 1–12.
  • Jenks Ch. Childhood. Second edition. London. NY: Routledge, 2005.
  • Kulmala M., Rasell M., Chernova Zh.V. Overhauling Russia’s Child Welfare System: Institutional and Ideational Factors Behind the Paradigm Shift // The Journal of Social Policy Studies. 2017. № 15 (3). P. 353–366.
  • Pufall P., Unsworth R. Introduction. The imperative and the process for rethinking childhood // Rethinking childhood / Ed. by Pufall P., Pryor R., Unsworth R., Boykin W., Allen B., Singer R., Hearst A., Ducharme R., Spilsbury J., Korbin J. Rutgers University Press, 2003. P. 1–24.
  • Walker Ch. Learning to labour in post-soviet Russia: vocational youth in transition. London: Routledge, 2011.
  • Walker Ch., Roberts S. Masculinity, labor and liberalism: Reviewing the feld // Masculinities, labor and liberalism. Working class men in International perspective / Ed. by Ch. Walker, S. Roberts. Palgrave Macmillan, 2018. P. 1–28.
  • Zelizer V. Pricing the priceless child: the changing social value of children. Princeton: Princeton University Press, 1994.

Сведения об авторах


Шпаковская Лариса Леонидовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Кандидат социологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

Чернова Жанна Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

Гарифулина Эльвира Шамильевна
Московский государственный психолого-педагогический университет; Фонд Тимченко
Кандидат социологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета, руководитель программ Фонда Тимченко, Москва

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 11. № 19.
>> Архив журнала