Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Бердышева Е. С.
Интерпретации цен российскими потребителями: от веры в государство до экономической автономии

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.2

Бердышева Елена Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бердышева Е. С. Интерпретации цен российскими потребителями: от веры в государство до экономической автономии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том. 12. № 1. С. 19-38.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.2

Рубрика:

Полевые исследования

Выражение признательности

выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 году.

Аннотация:

В статье на данных глубинных интервью, проведенных в кризисные (2014–2017) и посткризисные (2018–2019) годы и проанализированных в теоретической рамке социологического когнитивизма и новой экономической социологии, реконструируются смысловые логики, посредством которых российские потребители интерпретируют денежные цены. Формулируется гипотеза о том, что в рыночном обществе реакции на цены сопряжены с идентичностью индивида и его восприятием степени их легитимности. В начале работы концептуализируется социокультурная и политическая укорененность концепта «восприятие цены», связь его с идентичностью, а также описывается дизайн полевого исследования, выполненного в методологии обоснованной теории. В дальнейшем на основе анализа 63 нарративов конструируются четыре логики интерпретации рыночных цен с позиции потребителя: моральная, демонстративная, рыночной справедливости и рачительности. Отдельное внимание уделяется конкуренции между этими логиками, а также затруднениям, с которыми сталкиваются российские потребители, пытаясь освоить более зрелую с точки зрения грамматики рыночных цен идентичность, соответствующую посткризисной экономике рачительности, индивидуальной ответственности и устойчивости.

Ключевые слова:

экономическая культура; идентичность; ценности; кризис; политика цен; осознанное потребление; бережливость

Литература:

  • Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33–59. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2008-3-33-59
  • Зубаревич Н.В. Кризисы в пост-советской России: региональное измерение // Региональные исследования. 2015. № 1. С. 23–31.
  • Ушакин С. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. 1999. № 3/4. С. 187–214.
  • Bargh J.A. The Automaticity of Everyday Life // The Automaticity of Everyday Life: Advances in Social Cognition / Ed. by R.S. Wyer, Jr. Vol. 10. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1997. P. 1–61.
  • Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality: a Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, NY: Anchor Books, 1966.
  • Boom W.H. Price Intransparency, Consumer Decision Making and European Consumer Law // Journal of Consumer Policy. 2011. № 34. P. 359–376. DOI: https://doi.org/10.1007/s10603-011-9163-8
  • Clark R.A., Goldsmith R.E., Goldsmith E.B. Market Mavenism and Consumer Self-Confidence // Journal of Consumer Behaviour. 2008. Vol. 7. № 3. P. 239–248. DOI: https://doi.org/10.1002/cb.248
  • DiMaggio P. Culture and Cognition // Annual Review of Sociology. 1997. № 23. P. 263–287. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.23.1.263
  • Dubuisson-Queiller S. From Qualities to Value: Demand Shaping and Market Control in Mass Consumption Markets // Constructing Quality: The Classification of Goods in Markets / Ed. by J. Beckert, Ch. Musselin. Oxford University Press, 2013. P. 246–267. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199677573.003.0011
  • Friedland R. Divine Institution: Max Weber’s Value Spheres and Institutional Theory. 2012. URL: https://www.academia.edu/6713873/Divine_Institution_Max_Weber_s_Value_Spheres_and_Institutional_Theory (дата обращения: 03.01.2020)
  • Forsberg P. Testing Prices in Markets. How to Charter a Tanker // Ethography. 2009. Vol. 10. №. 3. P. 265?290. DOI: https://doi.org/10.1177/1466138109339111
  • Guest G., Bunce A., Johnson L. How Many Interviews Are Enough? An Experiment with Data Saturation and Variability // Field Methods. 2006. № 18. P. 59–82. DOI: https://doi.org/10.1177/1525822x05279903
  • Lichtenstein D. R., Ridgway N.M., Netemeyer R. Price Perceptions and Consumer Shopping Behavior: a Field Study // Journal of Marketing Research. 1993. Vol. 30. № 2. P. 234–245. DOI: https://doi.org/10.1177/002224379303000208
  • Mahalingam R. Essentialism, Power, and the Representation of Social Categories: a Folk Sociology Perspective // Human Development. 2007. № 50. P. 300–319. DOI: https://doi.org/10.1159/000109832
  • Slater D. Capturing Market from the Economists // Cultural Economy: Cultural Analysis and Commercial Life / Ed. by P. Du, M. Gay, L. Pryke. Thousand Oaks: Sage Publications, 2002. P. 59–77. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446218440.n4
  • Stryker S. Identity Theory: Developments and Extensions // Self and Identity: Psychosocial Perspectives / Ed. by K. Yardley, T. Honess. NY: Wiley, 1987. P. 89–103.
  • Swidler A. Culture in Action: Symbols and Strategies // American Sociological Review. 1986. № 51. P. 273–286. DOI: https://doi.org/10.2307/2095521
  • Thomson S.B. Sample Size and Grounded Theory // JOAAG. 2011. № 5. P. 45–52.
  • Velthuis O. Talking Prices: Symbolic Meanings of Prices on the Market for Contemporary Art. Princeton: Princeton University Press, 2005.
  • Wherry F.F. The Social Characterizations of Price: the Fool, the Faithful, the Frivolous, and the Frugal // Sociological Theory. 2008. Vol. 26. № 4. P. 363–379. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2008.00334.x
  • Zerubavel E. Social Mindscapes: An Invitation to Cognitive Sociology. Cambridge: Harvard University Press, 1997.

Сведения об авторах


Бердышева Елена Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 12. № 1.
>> Архив журнала