Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияШихавцова П.Гендерные режимы в мультфильмах или о том, какой должна быть современная Золушка DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.4 Шихавцова Паула Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Шихавцова П. Гендерные режимы в мультфильмах или о том, какой должна быть современная Золушка // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том. 12. № 1. С. 65-80.DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.4Рубрика: Полевые исследованияАннотация: Хорошая история всегда пользуется спросом. Сегодня сказка не только рассказывается в режиме вербальной трансляции в семейном кругу, она становится предметом разнообразных медийных вариаций — устная форма, печатный иллюстрированный текст, комикс, фильм, сериал, мультфильм, видеоигра и т.д. С распространением и развитием медийных транформаций исследователи стали уделять внимание структурам повествования, «мирам историй», которые, переходя с одной медийной платформы на другую (процесс трансмедиальности), продолжают пользоваться спросом, поскольку сочетают популярность медиума с архетипичностью востребованной истории. Это касается и мультфильмов, одного из наиболее популярных видов искусства среди детей. Дети склонны подражать персонажам мультфильмов, в том числе их гендерно специфическому поведению. Поскольку большинство современных мультфильмов продолжают заимствовать сюжеты из классических сказок, то они неизбежно могут воспроизводить гендерно-стереотипное поведение давних времен, либо, в ответ на современные социальные запросы, «ремонтировать» сюжетику и характеры главных героев. В статье описываются результаты исследования, в котором были изучены фольклорные волшебные сюжеты, а также сюжеты современных мультфильмов с целью сопоставления, как сконструирована и медийно опосредована сегодня гендерная социализация в популярных сказках, положенных в основу мультфильмов. Для анализа использовалась концепция нарративных функций Владимира Проппа, адаптированная под аспект женского гендера, и стратегия критического дискурс-анализа современных мультфильмов.Ключевые слова: гендерный режим; сторителлинг; трансмедиальность; Пропп; сказка; фольклор; гендерные стереотипы; РайанЛитература:Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие СПб.: ЕУСПб, 2015.Пропп В. Морфология сказки. Ленинград: Academia, 1928.Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков: Гуманитарный Центр, 2009.Шихавцова П. Динамика гендерных режимов в сказках. Выпускная квалификационная работа. 2019. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/296280994 (дата обращения: 15.10.2019).Aarne A., Thompson S. The Types of Folktale. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia Academia Scientiarium Fennica, 1961.Azmi N.J., Rashid R.A., Rahman M.A., Zaid S.B. Gender and Speech in a Disney Princess Movie // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. 2016. № 5. P. 235–239. DOI: https://doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.5n.6p.235Connell R.W. Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press, 1987.Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. NY: University Press, 2006.Ryan M.-L. Transmedial Storytelling and Transfictionality // Poetics Today. 2013. № 34 (3). P. 361–388. DOI: https://doi.org/10.1215/03335372-2325250West C., Zimmerman D.H. Doing Gender // Gender and Society. 1987. № 1. P. 125–151. DOI: https://doi.org/10.1177/0891243287001002002Сведения об авторахШихавцова Паула Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, РоссияБакалавр факультета социальных наукСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2020. Том. 12. № 1. >> Архив журнала