Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация
Шталенкова К. И.
Динамика дизайна денег в социально-историческом контексте
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.3.2
Шталенкова Ксения Ильинична
Европейский гуманитарный университет (ЕГУ), Вильнюс, Литва
Полный текст
Открыть текстСсылка при цитировании:
Шталенкова К. И. Динамика дизайна денег в социально-историческом контексте // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том. 12. № 3. С. 31-49.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.3.2
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.3.2
Рубрика:
Теоретические дискурсы и дискуссииАннотация:
Цель данной статьи — показать динамику дизайна денег в социально-историческом контексте от античных монет до электронных платежных операций. Дизайн денег позволяет выявить символические особенности практик обмена в зависимости от конкретного исторического периода, в котором функционируют те или иные формы денег. Поэтому здесь важен визуальный аспект денег, который на уровне зримого касается материальных свойств денег, а на уровне непосредственно визуального характеризует специфику репрезентаций, используемых в дизайне. При этом важно анализировать взаимосвязь зримого и визуального в дизайне денег с точки зрения их функциональности, что позволяет концептуализировать деньги не как объект, а как процесс, рассматриваемый через материальные и политические системы, которые создают деньги и управляют ими. Таким образом, дизайн открывает перспективное исследовательское поле, в котором можно оценить междисциплинарный потенциал денег как объекта исследования, не отделяя их экономическое значение от культурного. С помощью концепции свидетельства (evidence) М. Энгельке в статье комплексно анализируются символические функции денег с точки зрения трансформации идеологических импликаций, характерных для дизайна. Кроме того, деньги классифицируются на основании их визуальной типологии, что демонстрирует, как с их дематериализацией не только меняется символический аспект практик обмена, но также реструктурируются и сами социальные отношения. С одной стороны, может показаться, что в условиях дигитализации финансовые обмены упрощаются, становясь более свободными и прозрачными, и с приобретением деньгами незримой природы устраняется возможность идеологического манипулирования с помощью их дизайна. Однако на самом деле социальные отношения приобретают более сложный и асимметричный характер, поскольку власть, управляющая деньгами, не только становится невидимой и, как следствие, неуловимой, но проникает в сами процессы, связанные с функционированием денег.Литература:
- Беньямин В. Улица с односторонним движением. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
- Волошинов В. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 1993.
- Вукичевич Н. Платежи: наличные vs. безналичные // Водяной знак. 2017. Т. 125–126. № 3–4. С. 16–21.
- Зелизер В. Социальное значение денег. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
- Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005.
- Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.
- Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1969.
- Никитин А.П. Деньги как средство социальной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 54. № 2. С 129–132.
- Орлов А. Бумажные денежные знаки в Беларуси. Минск: Минская фабрика цветной печати, 2008.
- Althusser L. On the Reproduction of Capitalism. Ideology and Ideological State Apparatuses. L., NY: Verso, 2014.
- Aumont J. The Image. L.: British Film Institute, 1997.
- Bloch M., Parry J. Money and the Morality of Ecxchange. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511621659
- Borcuch A. Money and Design // Journal of Economics and Business Research. 2015. № 1. P. 171–181. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.2644815
- Engelke M. The Objects of Evidence: Anthropological Approaches to the Production of Knowledge // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2008. № 14. P. 1–20. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9655.2008.00489.x
- Hart K. Money is Always Personal and Impersonal // Anthropology today. 2007. Vol. 23. № 5. P. 12–16. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8322.2007.00536.x
- Helleiner E. National Currencies and National Identities // American Behaviour Scientist. 1998. Vol. 10. № 41. P. 1409–1436. DOI: https://doi.org/10.1177/0002764298041010004
- Kakavas G. Hellenistic Royal Portraiture on Coins // Pergamon and the Hellenistic Kingdoms of the Ancient World / Ed. by C.A. Picon, S. Hemingway. NY: Metropolitan Museum of Art, 2016. P. 70–76.
- Lauer J. Money as Mass Communication: U.S. Paper Currency and the Iconography of Nationalism // The Communication Review. 2008. Vol. 11. № 2. P. 109–132. DOI: https://doi.org/10.1080/10714420802068359
- Maurer B. The Anthropology of Money // Annual Review of Anthropology. 2006. № 35. P. 15–36. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.anthro.35.081705.123127
- McGinley Ch. Coining Nationality: Woman as Spectacle on the 19th Century Currency // American Transcendant Quaterly. 1993. Vol. 7. № 3. P. 247–269.
- Penrose J. Designing the Nation. Banknotes, Banal Nationalism and Alternative Conceptions of the State // Political Geography. 2011. Vol. 30. № 8. P. 429–440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.polgeo.2011.09.007
- Sear D.R. Greek Coins and Their Values. L.: Spink and Son Ltd, 2006.
- Simmel G. The Philosophy of Money. L., NY: Routledge, 2004.
- Sontag S. Fascinating Fascism // Under the Sign of Saturn. NY: Farrar, Straus and Giroux, 1980. P. 73–105.
- Truitt A. Money // The Cambridge Encyclopedia of Anthropology. 2020. URL: https://www.anthroencyclopedia.com/entry/money (дата обращения: 02.09.2020).
- van Campenhout L., Frens J., Overbeeke K., Standaert A., Peremans H. Physical Interaction in a Dematerialized World // International Journal of Design. 2013. Vol. 7. № 1. P. 1–18.
Сведения об авторах
Шталенкова Ксения Ильинична
Европейский гуманитарный университет (ЕГУ), Вильнюс, Литва
Магистр социологии, докторант философии (совместная программа ЕГУ, Университета Витовта Великого и Литовского института культурных исследований), ассистент Академического департамента гуманитарных наук и искусств