Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Камара И., Траоре И.
Факторы успеваемости в представлении участников образовательного процесса: средние школы в Республике Мали

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.7

Камара Ишака
Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали
Траоре Ибрагим
Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Камара И., Траоре И. Факторы успеваемости в представлении участников образовательного процесса: средние школы в Республике Мали // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том. 12. № 4. С. 93-113.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.7

Рубрика:

Полевые исследования

Аннотация:

В этой статье мы представляем результаты анализа факторов успеваемости учеников средних школ в республике Мали на примере государственной школы (Торокоробугу Б в городе Бамако) и общинной школы (Катьёрни Кадиоло в регионе Сикассо). Исследование призвано ответить на вопрос: каковы представления участников образовательного процесса о факторах, влияющих на успеваемость учеников? Для ответа на этот вопрос мы анализировали их высказывания о связи между внешними и внутренними характеристиками школы и уровнем успеваемости учеников. В результате мы детализировали роль отдельных объективных факторов (характеристики класса, школы и учителя) и субъективных характеристик ученика (его любви к школе и самооценки) в их воздействии на академическую успеваемость учеников. В исследовании был использован метод полуструктурированного интервью. Выборка составила 444 человека, в том числе 112 учителей средней школы, 56 административных работников в сфере образования (директоров школ и советников по образованию) и 276 учеников.

Литература:

  • Angrist J.D., Lavy V. Does Teacher Training Affect Pupil Learning? Evidence from Matched Comparisons in Jerusalem Public Schools // Journal of Labor Economics. 2001. Vol. 19. № 2. P. 343–369. DOI: https://doi.org/10.1086/319564
  • Banque M. Enqu?te sur le suivi des d?penses dans le secteur de l’?ducation jusqu’? destination. Rapport final. 2005.
  • Barahinduka E. Les d?terminants de l’efficacit? des enseignants. Le cas du test cantonal ? la fin de la scolarit? primaire au Burundi. Th?se de Doctorat en Sciences de l’?ducation non publi?e. Dakar: Universit? Cheikh Anta Diop, 2010.
  • Baudelot C., Establet R. L’?cole capitaliste en France, Masp?ro. 1971.
  • Beck L.G., Murphy J. Site-Based Management and School Success: Untangling the Variables // School Effectiveness and School Improvement. 1998. Vol. 9. № 4. P. 358–385. DOI: https://doi.org/10.1080/0924345980090402
  • Boudon R. L’in?galit? des chances. La mobilit? sociale dans les soci?t?s industrielles. Paris, 1973.
  • Bourdieu P., Passeron J.-C. La reproduction. ?l?ments pour une th?orie du syst?me d’enseignement. Paris, 1970.
  • Bressoux P. Effet-classe, effet-ma?tre // Bourgeois E., Chapelle G. Apprendre et faire apprendre. Paris: Presses universitaires de France, 2006.
  • Diagnostic et pr?conisations pour une scolarisation universelle de qualit?. Rapport PASEC Union des Comores. Dakar: CONFEMEN, 2010.
  • Donn?es mondiales de l’?ducation, Mali. 7? ?dit. UNESCO, 2010.
  • Duru-Bellat M. Effets ma?tres, effets ?tablissements: quelle responsabilit? pour l’?cole? // Revue suisse des Sciences de l’Education. 2001. Vol. 23. № 2. P. 321–337.
  • Duru-Bellat M. Les apprentissages des ?l?ves dans leur contexte: Les effets de la composition de l’environnement scolaire // Carrefours de l’?ducation. 2003. Vol. 2. № 16. P. 186–206. DOI: https://doi.org/10.3917/cdle.016.0182
  • El?ments de diagnostic du syst?me ?ducatif malien: le besoin d’une politique ?ducative nouvelle pour l’atteinte des objectifs du mill?naire et la r?duction de la pauvret?. Rapport final. Bamako: Minist?re de l’Education Nationale, 2006.
  • Enqu?te Modulaire et Permanente aupr?s des M?nages, Ao?t 2017. Rapport d’Analyse Premier Passage. INSAT Mali, 2017.
  • Jarousse J.-P., Mingat A. Les effets des conditions d’enseignement sur les acquisitions des ?l?ves ? l’?cole primaire. Le cas du Togo. Dijon: IREDU, 1989.
  • Kerckhoff A.C. Effects of Ability Grouping in British Secondary School // American psychological review. 1986. Vol. 51. № 6. P. 842–858. DOI: https://doi.org/10.2307/2095371
  • La formation des enseignants contractuels en Guin?e: ?tude th?matique du PASEC. Dakar: PASEC/CONFEMEN, 2006.
  • Meuret D. Etablissements scolaires: ce qui fait la difference // L’Ann?e sociologique. 2000. Vol. 50. № 2. P. 545–556.
  • Pinto V. ? l’?cole du salariat. Les ?tudiants et leurs “petits boulots”. Paris: Presses universitaires de France, 2014. DOI: https://doi.org/10.3917/puf.pinto.2014.01
  • Projet PAP-EF de Coop?ration Fran?aise et du SISED de Dakar. Annuaire des Statistiques Scolaires de l’Enseignement fundamental, 2003.
  • Rapport suivi mondial de l'?ducation Pour Tous: Un Bon d?part. UNESCO, 2007.
  • Recensement G?n?ral de la Population et de l’Habitat. Bamako, 2009.
  • Suchaut B. La lecture au CP: diversit? des acquisitions des ?l?ves et r?le des facteurs sociod?mographiques et scolaires. IREDU-CNRS et Universit? de Bourgogne, 2002.
  • Tendances, Occasions perdues: quand l’?cole faillit ? sa mission // L’importance des parents. Paris: UNESCO, 1998.
  • van Zanten A. Dictionnaire de l'?ducation. Paris: PUF, 2008.

Сведения об авторах


Камара Ишака
Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали
Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и антропологии

Траоре Ибрагим
Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 12. № 4.
>> Архив журнала