Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Савинская О. Б.
ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.5. EDN: BYLIOU

Савинская Ольга Борисовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Савинская О. Б. ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том. 15. № 1. С. 95-103.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.5. EDN: BYLIOU

Рубрика:

ИНТЕР-энциклопедия качественных методов

Выражение признательности

Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аннотация:

В статье дается краткий обзор реализации метода интервью для изучения мнения детей, их жизненного опыта, эмоциональных переживаний. Анализ метода основан на принципах новой социологии детства: равноправное общение, агентность детей, вовлечение в принятие решений, касающихся жизни детей. Дается определение методической инклюзии как механизма адаптации метода к особенностям социальной группы. Выделены и описаны следующие аспекты метода интервьюирования детей: глубокая проработка сценария интервью с учетом особенностей возраста и включения элементов геймификации и проективных методик в сценарий интервью, подбор наилучшего места проведения интервью, подбор интервьюеров и более тщательный инструктаж в силу их возраста, динамичное ведение интервью с переключением видов деятельности, гибкость ведения интервью в соответствии с индивидуальными особенностями и развитием ребенка, контакт с родителем или другим ответственным лицом до и после интервью.

Литература:

  • Ерпылева С. Рождаются ли дети социальными акторами? // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 54–61.
  • Колосова Е.А., Березина А.В. Чтение современных российских подростков в контексте цифровизации // Детская книга в цифровую эпоху. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022. С. 132–139. EDN: DFPAOJ
  • Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. 2016. № 2. С. 132–135. DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135 EDN: WBVWFN
  • Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-ое изд. СПб: Питер, 2018.
  • Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2015. № 1. С. 69–78. EDN: VOHZLL
  • Савинская О.Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.7868/S013216251803008X EDN: YVQXSW
  • Савинская О.Б., Истомина А.Г. Пространственное конструирование социальной услуги для семей с детьми // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 491–506. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-491-506 EDN: HOFVTE
  • Филипова А.Г., Бухтиярова И.Н. О смыслах, барьерах и практиках участия детей: размышления над седьмым разделом Национальной стратегии действий в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 23–36. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-23-36 EDN: ARJMPA
  • Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000. EDN: RXNBJL
  • Adler E.A., Adler E. Peer Power: Preadolescent Culture and Identity. New Brunswick: Rutgers University Press, 1998.
  • Ahern E.C., Van Meter F., Lamb M.E. A Macro-Coding Perspective: Interviewer support and Child Comfort in Investigative Interviews with Young Alleged Victims of Sexual Abuse // Children and Youth Services Review. 2018. № 95. P. 361–367. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.11.013
  • James A. Giving Voice to Children’s Voices: Practices and Problems, Pitfalls and Potentials // American Anthropologist. 2007. Vol. 109. № 2. P. 261–272. DOI: https://doi.org/10.1525/aa.2007.109.2.261
  • James A. Agency // The Palgrave Handbook of Childhood Studies / Ed by J. Qvortrup, W. Corsaro, M.S. Honig. London: Palgrave MacMillan, 2009. P. 34–45.
  • Johnston V., Benedan L., Brubacher S., Powell M. The Roles of Child Temperament and Interviewer Support on Children Reports of Adult Wrongdoing // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 175. P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110732
  • Morrow V., Richards M. The Ethics of Social Research with Children: An Overview // Children and Society. 1996. Vol. 10. P. 90–105. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1099-0860.1996.tb00461.x
  • O’Reilly M., Parker N. Doing Mental Health Research with Children and Adolescents. A Guide to Qualitative Methods. Thousand Oaks: Sage, 2014.
  • Reason P. Bradbury H. Handbook of Action Research: Participative Inquiry and Practice. London: Sage, 2001. DOI: https://doi.org/10.4135/9781848607934
  • Rollins P.R., McCabe A., Bliss L. Culturally Sensitive Assessment of Narrative Skills in Children // Seminars in Speech and Language. 2000. Vol. 21. № 3. P. 223–234. DOI: https://doi.org/10.1055/s-2000-13196
  • Rytel J. Disagreement in Preschoolers’ Narrative Discourse // Psychology of Language and Communication. 2006. Vol. 10. № 1. P. 21–44.

Сведения об авторах


Савинская Ольга Борисовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 15. № 1.
>> Архив журнала