Журнал: Социологический журнал

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А.
Доверие в высшем образовании как социологическая проблема

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6099

Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 4. С. 93-112.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6099

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

проект № 18-011-00158 «Доверие как фундаментальная про-блема российского высшего образования»

Аннотация:

Цели статьи — характеристика доверия в высшем образовании как фундаментальной проблемы социологического исследования, рассмотрение имеющихся достижений в ее анализе и представление опыта эмпирического изучения доверия в высшем образовании Уральского макрорегиона. Доверие трактуется авторами как важнейший нематериальный актив развития высшего образования в ситуации кризиса, социальной и экономической неопределенности. Предлагается рассматривать установление доверия и формирование культуры доверия в высшем образовании как конструктивный способ реализации позитивных изменений института и системы высшей школы в стране, повышения их социальной эффективности. Обосновывается необходимость междисциплинарной методологии изучения доверия в высшем образовании, разрабатываемой на пересечении социологического, психологического, социально-психологического, экономического, морального и профессионально-этического, образовательного, управленческого подходов. Выход за рамки узкодисциплинарного подхода, по мнению авторов, дает возможность выявить ресурсный потенциал доверия как нематериального актива. В статье представлены основные направления исследований доверия в высшей школе в зарубежной и отечественной науке. Дискурс доверия в высшем образовании показан как динамично меняющийся. На этом основании выстраиваются перспективы дальнейшего теоретического и эмпирического изучения проблемы. Данные эмпирического исследования доверия как нового ресурса высшей школы в российском макрорегионе демонстрируют наиболее острые противоречия в ее актуальном состоянии и развитии, связанные с усилением недоверия к образовательной политике и стратегиям ее реализации.

Литература:

  • Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе / Под ред. Г.Е. Здоровского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. — 400 с.
  • Балацкий Е.В. Ловушка аудиторных часов и новая модель образования // Высшее образование в Рос-сии. 2017. № 2. C. 63–69.
  • Вольчик В.В., Филоненко Ю.В., Аверкиева Е.С., Ширяев И.М. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7. № 4. С. 57–71. DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.3.057-071
  • Гудков Л. Доверие в России: смысл, функции, структура // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 249–280.
  • Гудков Л., Дубин Б. Институциональные дефициты как проблема постсоветского общества // Монито-ринг общественного мнения. 2003. № 3. С. 33–53.
  • Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социоло-гические исследования. 2009. № 1. C. 43–54.
  • Коньков А.Т. Социальный капитал в современной социологии. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2006. — 223 с.
  • Курбатова М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрокра-тии: содержание и последствия // Мир России: Социология, этнология. 2016. Т 25. № 4. С. 59–86.
  • Матушак А.Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 120–125.
  • Ревина Е.В. О доверии к высшему образованию: экономический взгляд на проблему // Управление эко-номическими системами. 2015. № 11 ?электронный ресурс?. Дата обращения: 08.08.2017. URL: ?http://uecs.ru/marketing/item/3810-2015-11-19-11-40-46?.
  • Селигмен А. Проблема доверия. М.: Идея-Пресс, 2002. — 200 с.
  • Токарева С.Б., Голубь О.В., Горина Т.С., Калашникова Н.А. Институциональное доверие в высшей школе и качество образования. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2015. — 142 с.
  • Фукуяма Ф. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004. — 730 c.
  • Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2016. — 440 c.
  • Шуклина Е.А., Певная М.В. Доверие как институциональная проблема высшего образования // Универ-ситетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. С. 120–131. DOI 10.15826/umpa.2017.05.068
  • Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. Cambridge: Polity Press, 1994. — 233 p.
  • Birchley S.L. Narratives оf trust: working in higher education // 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN). Barcelona. 2015. Р. 7135–7143.
  • Borges G., Carvalho de Souza Domingues M.G., Silva Cordeiro R.C. Student’s trust in the university: Analyz-ing differences between public and private higher education institutions in Brazil // International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2016. Vol. 13. Iss. 2. P. 119–135. DOI: 10.1007/s12208-016-0156-9
  • Bormann I., John R. Trust in the education system — thoughts on a fragile bridge into the future // European Journal of Futures Research. 2014. Vol. 2. No. 1. P. 2–35. DOI: 10.1007/s40309-013-0035-0
  • Bstieler L., Hemmert M., Barczak G. The changing bases of mutual trust formation in inter-organizational rela-tionships: A dyadic study of university-industry research collaborations // Journal of business research. 2017. Vol. 74. P. 47–54. DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.01.006
  • Ennen N.L., Stark E., Lassiter A. The importance of trust for satisfaction, motivation, and academic perfor-mance in student learning groups // Social Psychology of education. 2015. Vol. 18. No. 3. Р. 615–633. DOI: 10.1007/s11218-015-9306-x
  • Gawley T. University administrators as information tacticians: Understanding transparency as selective con-cealment and instrumental disclosure // Symbolic interaction. 2008. Vol. 31. No. 2. P. 183–204. DOI: 10.1525/si.2008.31.2.183
  • Hendry G.D., Hyde S.J., Davy P. Independent student study groups // Medical education. 2005. Vol. 39. No. 7. P. 672–679. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2005.02199.x
  • Helliwell J.F., Putnam R.D. Education and social capital // Eastern Economic Journal. 2007. Vol. 33. No. 1. Р. 1–19.
  • Levada Yu. The Problem of Trust in Russian Public Opinion // Proceedings of the British Academy. 2004. Vol. 123. P. 157–171. DOI: 10.5871/bacad/9780197263136.003.0008
  • Luhman N. Vertrauen: Ein Mechanismus der Reduktion sozialer Komplexitat. Stuttgart: Enke, 1968. — 105 p.
  • Malin J.R., Hackmann D.G. Mentoring as Socialization for the Educational Leadership Professoriate: A Col-laborative Autoethnography // Mentoring & Tutoring. 2016. Vol. 24. No. 2. P. 158–178. DOI: 10.1080/13611267.2016.1170561
  • Moraru M., Cristea G. Self-Knowledge and Professional Development-Sustainable Educational Condition of a Relationship // 2nd Cyprus International Conference on Educational Research (CY-ICER, Feb. 14–16, 2013). Procedia Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 89. P. 94–97. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.08.816
  • Newton K., Zmerli S. Three forms of Trust and their Association // European Political Science Review. 2011. Vol. 3. No. 2. P. 1–32. DOI: 10.1017/S1755773910000330
  • Reitz T. Academic hierarchies in neo-feudal capitalism: how status competition processes trust and facilitates the appropriation of knowledge // Higher Education. 2017. Vol. 73. No. 6. P. 871–886. DOI: 10.1007/s10734-017-0115-3
  • Tierney W.G. Trust and Organizational Culture in Higher Education. Cultural Perspectives on Higher Educa-tion / Ed. by J. V?limaa, O.-H. Ylijoki. New York: Springer, 2008. P. 27–42. DOI: 10.1007/978-1-4020-6604-7_3
  • Werder C., Skogsberg E. Trusting Dialogue for Engaging students. In: Student engagement handbook: practice in higher education / Ed. by E. Dunne, D. Owen. London: Emerald, 2013. P. 133–144.
  • Wright S., Greenwood D. Universities run for, by, and with the faculty, students and staff Alternatives to the neoliberal destruction of higher education // Learning and teaching-the international journal of higher educa-tion in the social sciences. 2017. Vol. 10. No 1. P. 42–65. DOI: 10.3167/latiss.2017.100104
  • Yiannaki M.S. Conquering the power of change — a private university case study // 4th Annual EuroMed Con-ference of the EuroMed-Academy-of-Business “Business research challenges in a turbulent era” (Elounda, Greece, Oct. 20–21, 2011). 2011. P. 1239–1257.
  • Zanin L. Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis // Social Indicators Research. 2017. Vol. 132. No. 2. Р. 925–947. DOI: 10.1007/s11205-016-1322-5

Сведения об авторах


Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
доктор философских наук, профессор-исследователь, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления

Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор социологических наук

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 24. № 4.
>> Архив журнала