Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Чередниченко Г. А.
«Заочник» высшей школы: учёба и после выпуска

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6409

Чередниченко Галина Анатольевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Чередниченко Г. А. «Заочник» высшей школы: учёба и после выпуска // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 2. С. 46-64.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6409

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

социальное поведение в системе образования и на рынке труда»

Аннотация:

Анализ на основе данных государственной статистики и материалов опроса RLMSHSE[1] за 2016 г. относительно 30–39-летних респондентов с высшим образованием, раздельно – по закончившим заочные и очные отделения вузов, позволяет обнаружить степень общности/ различий в их социально-демографических характеристиках, образовательном пути, трудовом положении и его субъективных оценках. «Заочники» старше по возрасту, среди них выше доля женщин, выходцев из сёл и посёлков, состоящих в браке и имеющих детей. Они чаще учатся в сельских школах, чаще оканчивают 9, а не 11 классов; больше половины поступают в вуз на заочное обучение после получения среднего профессионального образования. По основным показателям трудовой деятельности «заочники» лишь очень незначительно отличаются от «очников»: чуть выше доля занятых и ниже доля безработных; чаще работают на формально организованных рабочих местах. При распределении по статусам «заочники» уступают по доле занятых в качестве специалистов высшей квалификации (по тому уровню, который формально обеспечивается дипломом) и, напротив, несколько чаще деквалифицируются и оказываются на позициях рабочих. В субъективных оценках своего труда и его отдельных элементов у получивших заочное и у получивших очное высшее образование гораздо больше единства, чем различий. С очень небольшим перевесом у «заочников» больше положительных оценок: удовлетворены условиями труда почти три четверти и на порядок меньше неудовлетворённых; соотношение удовлетворённых и неудовлетворённых оплатой труда составляет 45 к 30%. Также очень близки показатели «заочников» и «очников» в распределении представлений о своём месте в отдельных общественных иерархиях.[1] RLMS-HSE – «Российский мониторинг экономического положения и здоровья на-селения НИУ ВШЭ», проводится с 1994 г., международный исследовательский проект, осуществляемый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США) и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра. Сайты обследования RLMS-HSE:http://www.cpc.unc.edu/ projects/rlmsи http://www.hse.ru/rlms.

Ключевые слова:

высшее образование; «заочники»; «очники»; образовательный путь; трудовая деятельность; самооценки

Литература:

  • Демографический ежегодник России, 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001.
  • Клячко Т. Высшее образование: больше, лучше, дешевле? // Демоскоп Weekly. 2016. № 669–670. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/index.php (Дата обращения: 08.03.19).
  • Ключарёв Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.
  • Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодёжь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.
  • Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 102–109.
  • Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 492 с.
  • Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 444 с.
  • Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с.
  • Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д., Лысова Т. С. Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наём на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ в условиях кризиса // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2016. № 9 (98). 48 c.
  • Чередниченко Г. А. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. 2018а. № 2. С. 254–282. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-254-282
  • Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. 2018б. № 8. С. 91–101. DOI: 10.31857/S013216250000764-3

Сведения об авторах


Чередниченко Галина Анатольевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: