Журнал: Наука. Культура. Общество

Буланова М. Б.
Проблемы и перспективы трудоустройства и занятости молодых российских педагогов

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.3.6. EDN: AOCUOP

Буланова Марина Борисовна
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Буланова М. Б. Проблемы и перспективы трудоустройства и занятости молодых российских педагогов // Наука. Культура. Общество. 2024. Том. 30. № 3. С. 94-113.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.3.6. EDN: AOCUOP

Рубрика:

Актуальные проблемы управления в сферах образования и труда

Выражение признательности

Статья выполнена в рамках реализации государственного задания РГГУ на тему: «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения» (FSZG-2022-001)

Аннотация:

В статье поднимаются проблемы, связанные с особенностями построения профессиональной карьеры выпускниками, получившими педагогическое образование. Несмотря на постоянную востребованность на рынке труда, образовательные организации находятся в ситуации хронической нехватки педагогических кадров. Цель статьи — анализ трудностей и вызовов, с которыми сталкиваются молодые педагоги не только при трудоустройстве, но и в период адаптации в образовательном учреждении. На основе большого массива статистических данных, а также социологических исследований, проведённых научными коллективами Института социологии ФНИСЦ РАН и РГГУ, показаны факторы риска и каналы ухода с рынка труда молодых педагогов-профессионалов. В статье поставлена, во-первых, проблема недостаточно осмысленного выбора и, как следствие, мотивации будущих педагогов в период их поступления в вуз, формирование «профессионального балласта» немотивированных на профессию педагога студентов. Во-вторых, проблема отсутствия необходимых вакансий, недостаточного размера заработной платы, некомфортных условий труда. В-третьих, проблема адаптации к работе в образовательном учреждении: недостаток стрессоустойчивости, профессионализма, коммуникативной компетентности, ответственности и инициативности. Сделан вывод, что для привлечения в школы молодых педагогов необходимы продуманные меры удержания в профессии мотивированных людей, начиная с вузовской ступени и заканчивая созданием благоприятных условий для их карьерного роста на рабочем месте.

Ключевые слова:

российское образование; профессиональный отбор; молодые педагоги; трудоустройство; занятость

Литература:

  • 1. Буланова М. Б. Педагог: грани профессионального становления // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 4. С. 89–98. DOI 10.28995/2073-6401-2022-4-89-98. EDN QKSYMM.
  • 2. Тощенко Ж. Т. К классификации профессий: социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа) // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 66–76. DOI 10.31857/S013216250019104-7. EDN IPODKV.
  • 3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023. EDN DMQCRN.
  • 4. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи. М. : Норма, 2011. 335 с. ISBN 978-5-91768-174-0. EDN QOMKVB.
  • 5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция образа труда в культурном пространстве молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 6. С. 243–259. DOI 10.15838/esc.2019.6.66.14. EDN EWTSRI.
  • 6. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский [и др.]. Белгород : Эпицентр, 2021. 500 с. ISBN 978-5-6045221-7-2. EDN SUHSWJ.
  • 7. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. Социология труда. Условия труда педагогов. М. : Юрайт, 2024. 298 с. ISBN 978-5-534-10961-0.
  • 8. Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования. М. : РГГУ, 1999. 281 с. ISBN 5-7281-0289-1.
  • 9. Бергис Т. А., Кривуля Ю. С. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 47–49. DOI 10.26140/knz4-2020-0901-0013. EDN BMCNKZ.
  • 10. Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. DOI 10.31857/S013216250004949-6. EDN RBKSMV.
  • 11. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60–70. DOI 10.31857/S013216250008798-0. EDN PJKRKN.
  • 12. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 71–79. DOI 10.31857/S013216250014215-9. EDN NTSRIF.
  • 13. Шевченко П. В. Изменение статусных характеристик учителя московской школы // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 72–83. DOI 10.31857/S013216250020284-5. EDN AFVECQ.

Сведения об авторах


Буланова Марина Борисовна
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории социологии социологического факультета

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 30. № 3.
>> Архив журнала



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)