Журнал: НародонаселениеСиница А. Л.Заработная плата в общем образовании в регионах России DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00017 Синица Арсений Леонидович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Синица А. Л. Заработная плата в общем образовании в регионах России // Народонаселение. 2019. Том. 22. № 2. С. 78-90.DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00017Рубрика: ОПЛАТА ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬАннотация: Одной из функций социального государства является обеспечение достойной заработной платы за труд. Особенно это актуально для наиболее важных социальных сфер — здравоохранения и образования. В последние годы повышение заработной платы педагогических работников стало одной из важнейших тем, но пока проблема все еще далека от решения. Целью статьи является анализ уровня заработной платы педагогических работников в муниципальных школах в 2013–2017 гг. в субъектах РФ с разным экономическим развитием. В качестве основных показателей были выбраны номинальная среднемесячная оплата труда педагогических работников, их заработная плата по отношению к средней заработной плате по региону и заработная плата по соотношению с прожиточным минимумом трудоспособного населения. На основе кластерного анализа по методу Уорда для двух первых показателей были созданы картограммы, в которых представлена их динамика. Проведенный анализ показал, что за рассматриваемый период заработная плата педагогических работников росла меньшими темпами по сравнению со средней заработной платой по стране в целом и в большинстве субъектов РФ. Экономическое развитие региона оказывает заметное влияние на уровень заработной платы педагогических работников. В финансовых центрах, промышленно развитых и добывающих регионах оплата труда учителей росла быстрее. В результате межрегиональная дифференциация заработной платы учителей общеобразовательных школ возросла. Это свидетельствует о том, что государственная политика, направленная на повышение заработной платы в системе общего образования, не достигает своей цели и для этого необходимо увеличение государственного финансирования общего образования.Литература:Поташник М. М., Соложин А. В. Не хлебом единым // Народное образование. — 2011. — № 10. — С. 106–111.Голяшев А. В., Григорьев Л. М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003– 2013 годах. — М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2014. — 48 с.Типенко Н. Г. Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги// Уровень жизни населения регионов России. — 2011. — № 2. — С. 31–41.Типенко Н. Г. Заработная плата в общем образовании в 2013 г.: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы // Вопросы образования. — 2014. — № 4 — С. 148–168.Новаковская О. А., Шадрина Н. М. Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 10–2. — С. 143–147.Родина Н. В. Межрегиональные различия в заработной плате педагогов до и после принятия указов о повышении оплаты труда // Вопросы образования. — 2014. — № 1. — С. 64–79.Деркачев П. В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. — 2014. — № 4. — С. 128–147.Сведения об авторахСиница Арсений Леонидович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносовак.э.н., научный сотрудник лаборатории экономического образования экономического факультетаСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2019. Том. 22. № 2. >> Архив журнала