Журнал: НародонаселениеЯрашева А. В., Аксенова Е. И.Проблемы воспроизводства научных кадров глазами руководителей институтов Ярашева Азиза Викторовна ИСЭПН РАНАксенова Елена Ивановна Президиум РАН Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Ярашева А. В., Аксенова Е. И. Проблемы воспроизводства научных кадров глазами руководителей институтов // Народонаселение. 2017. Том. 20. № 4. С. 105-118.Рубрика: КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАНВыражение признательностипроект финансировался за счет бюджетных средств (Госзаказ)Аннотация: В статье представлены результаты исследования кадрового потенциала российских научных организаций, выполненного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в 2015-2016 годах. Использование социологического метода качественного интервью (экспертный опрос) дало возможность выявить проблемы воспроизводства кадров в российских научных учреждениях. Рассматриваются проблемные зоны в возрастной структуре работников и возможностях формирования кадрового резерва. Выявлено мнение руководителей научных учреждений относительно приоритетов профессиональных компетенций и существующих возрастных ограничений для директоров, необходимости мобильности кадров. Сделаны выводы относительно уровня и качества исследований в научных учреждениях и высших учебных заведениях, а также качества подготовки молодых специалистов и стимулов привлечения молодых ученых в академическую науку для сохранения преемственности научных школ. Несмотря на то, что в большинстве российских научных учреждений уже имеется внутренний кадровый резерв для занятия не только высших руководящих должностей, но и руководителей среднего звена, отмечена важность самого принципа формирования кадрового резерва. Этот процесс не может быть формализованным, а должен представлять собой качественную подготовку специалистов к их продвижению по карьерной лестнице. Подготовка кадрового резерва включает постоянное повышение квалификации в области как научных, так и управленческих компетенций, передачу опыта от старшего поколения к младшему, системный анализ результатов научной деятельности ученых, наставничество, активное участие кандидатов в кадровый резерв в научных мероприятиях и обсуждении вопросов, касающихся деятельности организации.Литература:Максимова Л.В., Гнездилов Е.А., Максимов И.С. Анализ научных подходов к определению понятия «кадровый потенциал организации» // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право. Материалы Международной научно-практической конференции. — М.: Академия управления, 2015. — С. 81-84.Гохберг Л.M., Шувалова О.Р. Общественное мнение о науке / Центр исследований и статистики науки. — М., 1997. (Серия «Мониторинг рос. науки»). — 92 с.Зубова Л.Г. Кадровый потенциал российской науки // Вестник Российской академии наук. — 2012. — Т. 82. — № 8. — С. 712-718.Шарый И.Н. Особенности и проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки при переходе к развитию высокотехнологичной инновационной экономики // Социологический альманах. — 2014. — № 5. — С. 346-357.Александрова О.А, Ярашева А.В., Бурдастова Ю.В. Актуальные проблемы формирования кадрового потенциала научных организаций // Право и образование. — 2016. — № 12. — С. 31-41.Гохберг Л.М. Кадровый потенциал российской науки // Высшее образование в России. — 2002. — № 4. — С. 8-21.Варшавский Л.Е. Проблемы развития кадрового потенциала науки // Наука. Инновации. Образование. — 2006. — № 1. — С. 90-103.Леонидова Г.В. Интеграция науки и образования — важнейший фактор развития кадрового потенциала науки // Проблемы стратегии и тактики регионального развития. — 2003. — Т. 1. — С.131-135.Сведения об авторахЯрашева Азиза Викторовна ИСЭПН РАНдоктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Аксенова Елена Ивановна Президиум РАНдоктор экономических наук, доцент, заместитель главного ученого секретаря Содержание выпуска>> Содержание выпуска 2017. Том. 20. № 4. >> Архив журнала