Журнал: Гуманитарий Юга РоссииАлиев М. Р.Эмпирический и всеобщий субъект в гуманитарном познании DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.9 Алиев Мурад Русланович Дагестанский государственный университет, г. Махачкала Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Алиев М. Р. Эмпирический и всеобщий субъект в гуманитарном познании // Гуманитарий Юга России. 2019. Том. 8. № 4. С. 82-89.DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.9Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВОАннотация: В статье анализируется динамика познания от эмпирического к всеобщему, трансцендентальному субъекту применительно к социально-гуманитарному знанию. Раскрываются субъектные метаморфозы в классической, неклассической науке и культуре, модерне и постмодерне. Показывается, что гуманитарное знание возвращает познавательный дискурс к эмпирическому и экзистенциальному субъекту. Но это не простое возвращение к классической науке, а утверждение в познании целостного субъекта, в единстве единичного, всеобщего, транцендентального и экзистенциального.Ключевые слова: субъект познания; эмпирический субъект; всеобщий и трансцендентальный субъект; социально-гуманитарное знаниеЛитература:Апель К.-О. Трансформация философии. М. : Логос, 2001.Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук. СПб. : Азбука, 2000.Микешина Л.А. Трансцендентальное измерение гуманитарного знания // Вопросы философии. 2006. № 1. C. 49–67.Микешина Л.А. Эмпирический субъект и категория жизни // Эпистемология и философия науки. 2010. № 1. C. 5–15.Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955) / пер. с фр. А. Черноглазова. М. : Гнозис, 1999.Панкова Е.С. Кризис картезианской парадигмы субъекта как «эпистемный» сдвиг // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2 (26). C. 32–37.Порус В.Н. «Конец субъекта» или пострелигиозная культура? // Разум и экзистенция. СПб., 1999. C. 92–98.Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. Э.М. Телятникова. М. : АСТ: Астрель, 2010.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. : Прогресс, 1977.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Политическая литература, 1991.Сведения об авторахАлиев Мурад Русланович Дагестанский государственный университет, г. МахачкалаМагистрант кафедры онтологии и теории познания, факультет психологии и философииСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2019. Том. 8. № 4. >> Архив журнала