Журнал: Управление наукой: теория и практикаЧерныш М. Ф.Реформа российской науки как институциональное конструирование DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.2 Черныш Михаил Фёдорович Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Черныш М. Ф. Реформа российской науки как институциональное конструирование // Управление наукой: теория и практика. 2020. Том. 2. № 2. С. 47-64.DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.2Рубрика: Научно-технологическая политикаАннотация: В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты реформирования российской науки. В основу реформирования был положен ряд идей (мифов), которые должны были повысить эффективность российской науки, сформировать институциональную структуру, схожую со структурой науки и образования в наиболее развитых странах. «Сакральная», мифологическая составляющая российских реформ не имела опоры в тех традиционных практиках, которые формировались в российском научном сообществе на протяжении нескольких столетий. В плане реформ не учитывалась специфика разъединения науки и образования, исторически сложившаяся в России, помогающая концентрировать научные ресурсы в наиболее эффективных направлениях и институциях. Негативную роль сыграл миф о «глобальности науки», подразумевающий взаимодополнение и взаимодействие научных проектов в разных странах. В этом универсалистском мифе не нашли отражения различия между «науками о природе» и «науками о духе». «Сакральные» представления о западной науке как идеальном механизме селекции научных достижений привели к тому, что в предлагаемых наукометрических индикаторах были проигнорированы интересы учёных социогуманитарных направлений. Реализуемые реформы таят в себе опасность ослабления российской науки, её кадрового потенциала и реализуемой ею научной программы.Литература:1. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.2. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. 269 с.3. Кивинен М. Прогресс и хаос. Социологический анализ прошлого и будущего России / Пер. с англ. М. Ф. Черныша. СПб.: Академический проект, 2001. 269 с.4. Курбатова М. В., Донова И. В., Каган Е. С. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России. 2017. Т. 26. № 3. С. 90–116.5. Олейник А. Н. Научные трансакции: сети и иерархии в общественных науках / Пер. с англ. А. Акопян. М.: ИНФА-М, 2019. 298 с.6. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М.: АСТ, 2003. 365 с.7. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиа, 1995. 236 с.8. Barry E., Kolata G. China’Lavish Funds Lured US Scientists: What did it get in return? [Электронный ресурс] // The New York Times. 2020. Feb. 6. URL: www.nytimes.com/2020/02/06/us/chinas-lavish-fundslured-us-scientists-what-did-it-get-in-return.html?nl=todaysheadlines&emc=edit_th_200208&-campaign_id=2&instance_id=15805&segment_id=21095&user_id=9f5e3b6d32d4479edb946c-25374e3cd5®i_id=555443860208&fbclid=IwAR1BqJ_ZnBJqoGkaVDmSl0kRtQjvI6UqfGQJm8Zx6f6Ta0MHl__wtFLa3jU (дата обращения: 03.04.2020).9. Ferguson N. Civilization: the West and the Rest. L.: Penguin Books, 2015.10. Конт О. Дух позитивной философии / Пер. с фр. М.: Либроком, 2011. 80 с.11. Дильтей В. Описательная психология / Пер. с нем. Е. Зайцева. М.: Рипол Классик, 2018. 290 с.12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. 410 c.13. Smelser N. The Rational and the Ambivalent in Social Sciences // The Social Edges of Psychoanalysis. Berkeley and Los Angeles: University of California Press: 1995. P. 168–196.14. Acemoglu D., Robinson J. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity and Poverty. N.Y.: Crown, 2012. 529 p.15. Сото де Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всём остальном мире / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 272 с.Сведения об авторахСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2020. Том. 2. № 2. >> Архив журнала КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 100+7= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10