Журнал: Социологическая наука и социальная практика
Леньков Р. В., Пацула А. В.
Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6802
Леньков Роман Викторович
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Пацула Андрей Валерьевич
Российский государственный социальный университет
Полный текст
Открыть текстСсылка при цитировании:
Леньков Р. В., Пацула А. В. Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 4. С. 85-96.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6802
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6802
Рубрика:
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯАннотация:
Актуальность научного исследования обусловлена практической необходимостью осуществления социокультурной стратегии, направленной на системное обновление института образования в России, служащего гарантией качества обучения, способствующего росту отечественной экономики, социальной сферы, культуры и благополучия граждан страны. В связи с этим целью работы является критический анализ модели Римского клуба и концепции «нового Просвещения», которые репрезентируют «грамотность в отношении будущего» («futures literacy»). Сущность исследования заключается в обосновании авторской альтернативной модели, отличающейся от модели Римского клуба и состоящей в продвижении концепта формирования у обучающихся способности и возможности творчества будущего. При подготовке работы авторы настоящей статьи опирались на практики компаративистского и системного подходов, метод ретроспекции, которые позволили выявить и диагностировать различные точки зрения на задачи, средства и формы обновления высшего и среднего профессионального образования в России и за рубежом, определить методологические критерии к оценке влияния образования на социальное и культурное развитие общества. На платформе оригинальной содержательной модели, специфицируемой по профилируемым критериям, интерпретируются ключевые компоненты смены образовательной парадигмы. В статье на основе авторского подхода раскрываются барьеры, препятствующие развитию отечественного образования, указываются пути их преодоления. Результаты исследования имеют практическую направленность и могут быть востребованы специалистами органов государственной власти и местного самоуправления, высшего и среднего профессионального образования, экспертами в области прогнозирования, внедрения и продвижения информационных (цифровых) технологий, а также разработчиками педагогических методик и организаторами учебного процесса в образовательных организациях.Литература:
- Агеева Н. А. Модернизация системы высшего образования: переход от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61025 (дата обращения: 08.09.2019).
- Бардакова Е. А. Futures literacy и необходимость новых технологий в современном российском высшем образовании // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2018. № 1. С. 69–75.
- Горин Н. И., Нещадин А. А., Тульчинский Г. Л. Перезревшая необходимость реформы высшей школы, или почему бизнес должен прийти в университеты. Часть II // Философские науки. 2016. № 2. С. 22–35.
- Жернов Е. Е. Формирование экономики знаний в ресурсодобывающем регионе: роль опорного университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 85–90.
- Леньков Р. В., Пацула А. В. Пять тезисов об образовании для будущего: социокультурный ответ // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 583-587.
- Леньков Р. В. Теория социального управления в высшей школе: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. 183 с.
- Мариносян Х. Э. Стратегия государственного развития и сфера образования // Философские науки. 2016. № 1. С. 7–9.
- Пацула А. В. Девиантная субкультура уральской молодёжи: Некоторые методологические посылы и практика социологического анализа / А. В. Пацула, Б. С. Павлов, В. Н. Козлов, Е. В. Малыш // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 1. М., 2019. С. 538–545.
- Weizsaecker E. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet / E. Weizsaecker, A. Wijkman. Springer, 2017.
Сведения об авторах
Леньков Роман Викторович
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
Пацула Андрей Валерьевич
Российский государственный социальный университет
доктор социологических наук, старший научный сотрудник