Журнал: Народонаселение

Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н.
Гендерные стереотипы в цифровом обществе: современные тенденции

DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.2.14

Хасбулатова Ольга Анатольевна
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
Смирнова Инна Николаевна
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Гендерные стереотипы в цифровом обществе: современные тенденции // Народонаселение. 2020. Том. 23. № 2. С. 161-171.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.2.14

Рубрика:

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА

Аннотация:

Актуальность настоящей работы определяется устойчивым воспроизводством гендерных стереотипов в различных сферах российского общества. Показано, что гендерные стереотипы выступают как часть мотивационного комплекса личности и в определенных условиях становятся барьером на пути ее развития. Цель исследования заключается в определении природы, функций и механизмов влияния гендерных стереотипов на жизненные стратегии личности в условиях цифрового общества. Предлагая типологию жизненных стратегий личности, авторы рассматривают систему трансляции гендерных стереотипов в дошкольном и школьном образовании. Авторы рассматривают два типа жизненных стратегий: стратегию развития и стратегию повседневной жизни. Под стратегией развития понимается такое поведения личности, которому соответствует отказ от иждивенческих настроений, ориентация на непрерывное образование и профессиональный успех, творческое использование своего личностного потенциала. Стратегия повседневной жизни предполагает ориентацию на решение не перспективных, а жизненных сиюминутных проблем, а также высокую степень зависимости личности от социальной поддержки государства. На примере контент-анализа дошкольной детской литературы, а также учебников начальной, средней и старшей школы авторы показывают, что набор профессий и семейных ролей, представленных в исследуемом контенте, формирует и транслирует гендерные стереотипы о профессиях, занятиях и социальных ролях. Высокая степень влияния гендерных стереотипов на выбор профессии выступает барьером на пути развития личности и оказывает негативное воздействие на качество человеческого капитала женщин. Государство и общество могут столкнуться с проблемой отказа значительной части женщин от стратегии развития в пользу стратегии повседневной жизни. Результаты исследования могут быть использованы в работе федеральных и местных органов власти, при реализации федеральных проектов «Цифровая экономика» и «Образование», а также в научных работах по данной проблематике.

Литература:

  • 1. Mckee J. P., Sheriffs A. C. The differential evaluation of males and females // Journal of Pers. 1957. Vol. 25. No. 2. P. 356–371.
  • 2. Connell R. W. Masculinities. Berkeley, Los-Angeles: University of California press, 1995. 324 p.
  • 3. Deaux K., Lewis L. L. Structure of gender stereotypes: Interrelations among components and gender label // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. No. 45(5). P. 991–1004.
  • 4. Lips H. M. Sex and Gender: An introduction. Virginia: Radford University press, 1997. 293 p.
  • 5. Виноградова Т., Семенов В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 63–71.
  • 6. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика: в 2 ч. / под ред. Л. В. Штылевой.— Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001.— 352 с.
  • 7. Рябова Т. Б., Рябов О. В. Гендерные стереотипы как фактор социальных конфликтов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Психологические науки: Акмеология образования, Гендерная психология. — 2005. — Т. 11. — № 4. — С. 210–216.
  • 8. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество.— 2003.— Т. 5.— № 1–2 (15–16).— С. 120–138.
  • 9. Хасбулатова О. А. Гендерные стереотипы в политической культуре: специфика российского опыта // Женщина в российском обществе. — 2001. — № 3/4. — С. 17–24.
  • 10. Клецина И. С. Гендерная психология. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.
  • 11. Ashmore R. D., Del Boca F. K. The social psychology of female-male relations: A critical analysis of central concepts. New York.: Academic Press, 1986. 345 p.
  • 12. Рябов О. В. Нация и гендер в визуальных репрезентациях военной пропаганды // Женщина в российском обществе.— 2005.— № 3–4.— С. 19–28.
  • 13. Рябов О. В. «Отстоим Волгу-матушку!»: материнский символ реки в дискурсе Сталинградской битвы // Женщина в российском обществе. — 2015. — № 2. — С. 11–27.
  • 14. Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы как фактор оценки субъектов политического процесса // Женщина в российском обществе. — 2008. — № 2. — С. 44–52.
  • 15. Basow S. A. Gender stereotypes and roles. California: Pacific Grove, 1992. 212 p.
  • 16. Stroebe W., Insko C. A. Stereotype, Prejudice, and Discrimination: Changing Conceptions in Theory and Research // Stereotyping and Prejudice: Changing Conceptions. New York: Springer Series in Social Psychology, 1989. P. 3–34.
  • 17. Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. — 2001. — № 3–4. — С. 3–12.
  • 18. Хотинец В. Ю. Этнические стереотипы: гендерный аспект // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2008. — № 2. — С. 3–16.
  • 19. Воронина О. А. Гендерная культура в России: традиции и новации.— М.: Институт философии Российской академии наук, 2018. — 111 с.
  • 20. Селиванова О. С., Мокроносов Г. В. СМИ и гендер: образ женщины в репрезентативных практиках современной российской культуры. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. — 77 с.
  • 21. Забегалина С. В. Особенности содержания гендерных стереотипов в детском возрасте // Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2. / Под редакцией А. В. Махнача, К. Б. Зуева. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 408 с. С. 96-104.
  • 22. Трофимова Н. Б., Чикина М. А. Гендерные стереотипы дошкольников и младших школьников // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2017. — № 1(274). — С. 198–201.
  • 23. Агеев А. И., Аверьянов М. А., Евтушенко С. Н., Кочетова Е. Ю. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение // Экономические стратегии. — 2017. — № 1. — С. 114–125.
  • 24. Смирнова А. В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. — М.: Олита, 2005. — 80 c.
  • 25. Градусова Л. В. Формирование гендерной идентичности дошкольников в проектной деятельности // Мир детства и образование: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции.— Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2014. — 282 с. — С. 78–83.
  • 26. Савинская О. Б. Гендерное равенство в STEM-программах дошкольного образования как фактор успешного технологического развития России // STEM: новые перспективы профессиональной занятости женщин. — М.: Акварель, 2016. — 212 с. — С. 102–112.

Сведения об авторах


Хасбулатова Ольга Анатольевна
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом

Смирнова Инна Николаевна
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом, ведущий научный сотрудник Центра социального анализа и проектирования

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 23. № 2.
>> Архив журнала