Журнал: Социологический журнал

Пашков С. Г.
Семантический сетевой подход: возможности и ограничения (пример образа инфляции в СМИ)

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7262

Пашков Станислав Георгиевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Пашков С. Г. Семантический сетевой подход: возможности и ограничения (пример образа инфляции в СМИ) // Социологический журнал. 2020. Том. 26. № 2. С. 8-30.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7262

Рубрика:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье акцентируется потребность в инструментарии, который позволил бы облегчить построение системы кодирования и анализа информации новостных сообщений. Материалом для исследования послужили экономические новости, изобилующие специфическими терминами, интерпретациями, экспертизой и метафоричным описанием событий. Во многих случаях можно фиксировать, что содержание подобных текстов усложнено, в результате чего «классический» контентанализ может потребовать дополнительных итераций и усиленного внимания к аналитической процедуре. В исследовании освещаются методологические, аналитические особенности семантического сетевого подхода (ССП) в сравнении с контент-анализом и подходами Text Mining на примере анализа шести новостных сообщений экономической тематики, содержащих термины «рост цен» и «инфляция». Особенность ССП — упрощение обработки больших неструктурированных данных с акцентом на содержании. В подготовке и расчете сетевых метрик для каждой новости отражаются наиболее значимые концепты, что упрощает контент-анализ большего корпуса текстов. Визуализация показывает в кейсах разное семантическое положение «инфляции» как синонима «роста цен» в зависимости от сюжета. Важным результатом является то, что вне зависимости от объема и визуальной структуры новостного сообщения эти термины можно считать ведущими в соответствующих сюжетных линиях, что может помочь в проведении дискурс-анализа с их упоминанием. Предполагается, что подход станет «опорным» инструментом для дальнейшего количественного и качественного анализа новостных сообщений, в частности с экономической тематикой. Технические особенности программ подготовки текстов и семантического моделирования можно считать возможными ограничениями подхода, особенно для пространства Text Mining. Электронное приложение с материалами к статье см. по адресу: URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/7262/7199

Литература:

  • 1. Батура Т.В. Семантический анализ и способы представления смысла текста в компьютерной лингвистике // Программные продукты и системы. 2016. № 4 (116). С. 45–57. DOI: 10.15827/0236-235X.114.045-057
  • 2. Двора Я., Ван Хульст М., Ткачева К., Вахштайн В. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1–2. С. 87–113.
  • 3. Казаков А.А. Теория установления повестки дня vs фрейминг: к вопросу о соотношении подходов // Полития. 2015. № 1 (76). С. 103–113.
  • 4. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010. — 324 с., 1 CD-ROM.
  • 5. Коршунов А., Гомзин А. Тематическое моделирование текстов на естественном языке // Труды института системного программирования РАН. 2012. Т. 23. С. 215–244.
  • 6. Лукьянова Г.В. Дискурс-анализ текстов СМИ // Политический анализ. 2009. № 9. С. 154–165.
  • 7. Тертычный А.А. Характер применения жанров в современных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 106–112.
  • 8. Холмогорова В. Россияне назвали бедность, цены и безработицу главными проблемами // РБК. 31 августа 2017 [электронный ресурс]. Дата обращения 01.12.2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/31/08/2017/59a68 cdf9a79477acee3d38f
  • 9. Экономика и ее освещение в СМИ: об экономической ситуации, ее динамике и освещении положения дел в экономике в СМИ // ФОМ. 30 августа 2018 [электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2019. URL: https://fom.ru/Ekonomika/14093
  • 10. Brachman R.J. What’s in a concept: Structural foundations for semantic networks // International journal of man-machine studies. 1977. Vol. 9. No. 2. P. 127–152. DOI: 10.1016/s0020-7373(77)80017-5
  • 11. Cacciatore M.A., Scheufele D.A., Iyengar S. The end of framing as we know it… and the future of media effects // Mass Communication and Society. 2016. Vol. 19. No. 1. P. 7–23. DOI: 10.1080/15205436.2015.1068811
  • 12. Carley K. Coding choices for textual analysis: A comparison of content analysis and map analysis // Sociological methodology. 1993. P. 75–126. DOI: 10.2307/271007
  • 13. DiMaggio P., Nag M., Blei D. Exploiting affinities between topic modeling and the sociological perspective on culture: Application to newspaper coverage of US government arts funding // Poetics. 2013. Vol. 41. No. 6. P. 570–606. DOI: 10.1016/j.poetic.2013.08.004
  • 14. Drieger P. Semantic network analysis as a method for visual text analytics // Procedia-social and behavioral sciences. 2013. Vol. 79. P. 4–17. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.05.053
  • 15. Eddington S.M. The communicative constitution of hate organizations online: A semantic network analysis of “Make America great again” // Social Media + Society. 2018. Vol. 4. No. 3. P. 1–12. DOI:10.1177/2056305118790763
  • 16. Evans J.A., Aceves P. Machine translation: Mining text for social theory // Annual Review of Sociology. 2016. Vol. 42. P. 21–50. DOI: 10.1146/annurevsoc-081715-074206
  • 17. Gamson W.A., Croteau D., Hoynes W., Sasson T. Media images and the social construction of reality // Annual review of sociology. 1992. Vol. 18. No. 1. P. 373–393. DOI: 10.1146/annurev.so.18.080192.002105
  • 18. Grimmer J., Stewart B.M. Text as data: The promise and pitfalls of automatic content analysis methods for political texts // Political analysis. 2013. Vol. 21. No. 3. P. 267–297. DOI: 10.1093/pan/mps028
  • 19. Guo L. The application of social network analysis in agenda setting research: A methodological exploration // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2012. Vol. 56. No. 4. P. 616–631. DOI: 10.1080/08838151.2012.732148
  • 20. Jacobi C., Van Atteveldt W., Welbers K. Quantitative analysis of large amounts of journalistic texts using topic modelling // Digital Journalism. 2016. Vol. 4. No. 1. P. 89–106. DOI: 10.1080/21670811.2015.1093271
  • 21. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to its Methodology. Thousand Oaks, CA: Sage. 2004. — 413 р.
  • 22. Lehman F. Semantic networks // Computers and Mathematics with Applications. 1992. Vol. 23. No. 2–5. P. 1–50.
  • 23. Newman M., Barabasi A.L., Watts D.J. The structure and dynamics of networks. Princeton University Press, 2006. — 592 р.
  • 24. Schultz F., Kleinnijenhuis J., Oegema D., Utz S., Van Atteveldt W. Strategic framing in the BP crisis: A semantic network analysis of associative frames // Public Relations Review. 2012. Vol. 38. No. 1. P. 97–107. DOI: 10.1016/j. pubrev.2011.08.003
  • 25. Short J.C., McKenny A.F., Reid S.W. More than words? Computer-aided text analysis in organizational behavior and psychology research // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2018. Vol. 5. P. 415–435. DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-032117-104622
  • 26. Simoff S., B?hlen M.H., Mazeika A. (eds.) Visual data mining: Theory, techniques and tools for visual analytics. Springer Science & Business Media, 2008. Vol. 4404. — X, 407 p. DOI: 10.1007/978-3-540-71080-6
  • 27. Sowa J.F. (ed.). Principles of semantic networks: Explorations in the representation of knowledge. Burlington: Morgan Kaufmann, 2014. — 594 р.
  • 28. Tichenor P.J., Donohue G.A., Olien C.N. Mass media flow and differential growth in knowledge // Public opinion quarterly. 1970. Vol. 34. No. 2. P. 159–170. DOI: 10.1086/267786
  • 29. Valkenburg P.M., Peter J., Walther J.B. Media effects: Theory and research // Annual review of psychology. 2016. Vol. 67. P. 315–338.
  • 30. Van Dijk T.A. Critical discourse studies: A sociocognitive approach // Methods of critical discourse analysis. 2009. Vol. 2. No. 1. P. 62–86.

Сведения об авторах


Пашков Станислав Георгиевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
аспирант, преподаватель факультета социальных наук; стажер-исследователь Лаборатории экономикосоциологических исследований

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 26. № 2.
>> Архив журнала