Журнал: Социологический журнал

Константиновский Д. Л., Кузнецов И. С.
Категория доверия в исследовании выбора вуза

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7266

Константиновский Давид Львович
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Кузнецов Игорь Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л., Кузнецов И. С. Категория доверия в исследовании выбора вуза // Социологический журнал. 2020. Том. 26. № 2. С. 82-101.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7266

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы выбора абитуриентами образовательной организации и устойчивости последующих образовательных отношений. Предлагается концептуальная схема, которая включает две временные перспективы — до и после поступления в высшее учебное заведение. Эти временные перспективы подразумевают разные языки описания: первая описывается на языке доверия, вторая — на языке согласия. В основе различения доверия лежит определенная степень совмещения знания и незнания об объекте доверия, тогда как в основе различения согласия — наличие или отсутствие разочарования в получаемом образовании. Основными теоретическими ресурсами исследования являются интуиции Г. Зиммеля о природе доверия и Л. Болтански и Л. Тевено о природе согласия. Концептуальной схемой предусмотрено предположение о том, что типы доверия, сформированные на старте, до поступления в образовательную организацию, определяют то, насколько образовательные отношения впоследствии окажутся устойчивыми. В статье также обсуждаются особенности и ограничения использованной концептуальной схемы. Основное ее ограничение связано с исходными теоретическими предпосылками, которые не позволяют интерпретировать понятие доверия иначе, чем с помощью категории знания.

Литература:

  • 1. Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов / Пер. c франц. О.В. Ковеневой под науч. ред. Н.Е. Копосова. М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 576 с.
  • 2. Высшее образование. Сведения за 2019 г. (статистическая информация) // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [электронный ресурс]. Дата обращения 26.02.2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php
  • 3. Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. Г.К. Ольховикова, Д.А. Кибальчича. М.: Праксис, 2011. — 352 с.
  • 4. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова, 2-е изд. М.: НИУ ВШЭ, 2007. — 575 с.
  • 5. Горбунова Е.В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-110-131
  • 6. Индикаторы образования: 2018: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 400 с.
  • 7. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Официальный сайт ФСГС [электронный ресурс]. Дата обращения 23.07.2018. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/ itog_trudoustr/index.html
  • 8. Клячко Т.Л. Последствия и риски реформ в российском высшем образовании. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. — 52 с.
  • 9. Константиновский Д.Л. Новая молодежь в новой реальности образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016. С. 106–162.
  • 10. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.
  • 11. Кузнецов И.С. Всегда ли доверие приводит к устойчивому согласию в сфере высшего образования? // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 334–351. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.9
  • 12. Кузнецов И.С. Доверительные стратегии согласования интересов в образовании // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 2. С. 138–152. DOI:10.19181/socjour.2019.25.2.6390
  • 13. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии / Пер. с англ. А. Захарова. М.: Ad Marginem, 1996. — 287 с.
  • 14. Попова Е.С. «Образование второго шанса» и альтернативные траектории как механизм накопления человеческого капитала // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 372–387. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.11
  • 15. Попова Е.С. Образовательные стратегии молодежи: мотивация выбора // Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСП и М, 2015. С. 107–108.
  • 16. Прахов И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 88–117.
  • 17. Прахов И.А., Юдкевич М.М. Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 126–147.
  • 18. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. Д. Павловой, В. Кирющенко, М. Колопотина. М.: АСТ, 2008. — 730 с.
  • 19. Bj?rnskov C., M?on P.-G. Is trust the missing root of institutions, education, and development? // Public Choice. 2013. Vol. 157. P. 641–669. DOI: 10.1007/ s11127-013-0069-7
  • 20. Borgonovi F. The relationship between education and levels of trust and tolerance in Europe // The British Journal of Sociology. 2012. Vol. 63. No. 1. P. 146–167.
  • 21. Carvalhoa S., Mota M. The role of trust in creating value and student loyalty in relational exchanges between higher education institutions and their students // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20. No. 1. P. 145–165. DOI: 10.1080/08841241003788201
  • 22. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. Supplement: Organizations and Institutions: Sociological and Economic Approaches to the Analysis of Social Structure. 1988. Vol. 94. P. 95–120.
  • 23. Dzimi?nska M., Fija?kowska J., Su?kowski ?. Trust-Based Quality Culture Conceptual Model for Higher Education Institutions // Sustainability. 2018. Vol. 10. No. 8. P. 1–22. DOI:10.3390/su10082599
  • 24. Ghosh А.К., Thomas W.W., Glenn B.A. Student Trust and Its Antecedents in Higher Education // The Journal of Higher Education. 2001. Vol. 72. No. 3. P. 322–340. DOI: 10.2307/2649334
  • 25. Hennig-Thurau T., Langer M.F., Hansen U. Modeling and managing student loyalty: An approach based on the concepts of relationship quality // Journal of Service Research. 2001. Vol. 3. No. 4. P. 331–344. DOI: 10.1177/109467050134006
  • 26. Kovac V., Kristiansen A. Trusting trust in the context of higher education: The potential limits of the trust concept // Power and Education. 2010. Vol. 2. No. 3. P. 276–287. DOI: https://doi.org/10.2304/power.2010.2.3.276
  • 27. Lewis J., Weigert A. Social Atomism, Holism, and Trust // The Sociological Quarterly. 1985. Vol. 26. No. 4. P. 455–471. DOI: 10.1111/j.1533-8525.1985. tb00238.x
  • 28. Luhmann N. Trust and Power. New York: Wiley, 1979. — 208 p.
  • 29. M?llering G. Trust: Reason, Routine, Reflexivity. Cologne: Max Planck Institute for the Study of Societies, 2006. — 244 p.
  • 30. Parsons T. Action Theory and the Human Condition. New York: Free Press, 1978. — 464 p.
  • 31. Santini F., Ladeira W., Sampaio C., Costa G. Student satisfaction in higher education: a meta-analytic study // Journal of Marketing for Higher Education. 2017. Vol. 27. No. 1. P. 1–18. DOI:10.1080/08841241.2017.1311980
  • 32. Simmel G. Sociology: Inquiries into the construction of social forms / Transl. and eds. A. Blasi, A. Jacobs, M. Kanjirathinkal. Leiden, Boston: Brill, 2009. — 694 p. DOI: 10.1163/ej.9789004173217.i-698
  • 33. Tierney W. Trust and academic governance: A conceptual framework // Governance and the public good. Ed. by W.G. Tierney. Albany, NY: SUNY Press, 2006. P. 179–198. DOI:10.1108/09684880910951417
  • 34. Van Maele D., Van Houtte M. Collegial trust and the organizational context of the teacher workplace: The role of a homogeneous teachability culture // American Journal of Education. 2011. Vol. 117. No. 4. P. 437–464. DOI: 10.1086/660754

Сведения об авторах


Константиновский Давид Львович
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Доктор социологических наук, руководитель отдела социологии образования

Кузнецов Игорь Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
младший научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 26. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: