Журнал: Гуманитарий Юга РоссииВоденко К. В., Боровая Л. В., Ефимов А. В.Культурный иммунитет российского общества в свете трансформации культуры образования DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.4.3 Воденко Константин Викторович Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, РоссияБоровая Лариса Владимировна Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, РоссияЕфимов Александр Владимирович Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Воденко К. В., Боровая Л. В., Ефимов А. В. Культурный иммунитет российского общества в свете трансформации культуры образования // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 4. С. 42-53.DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.4.3Рубрика: СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВОАннотация: В данной статье в результате социально-философской рефлексии культурного иммунитета российского общества в условиях трансформации культуры образования делается вывод о том, что, во-первых, данная проблема не представлена в целостной концептуальной конструкции, включающей в единое предметное поле категории культурного иммунитета и культуры образования, а во-вторых, отсутствует соответствующий понятийный аппарат с целостной методологической схемой исследования. Это позволило рассматривать предложенную в статье тему и проблематику не только как социально значимую в условиях российской действительности, но и как перспективную с научной точки зрения. Эти перспективы связаны с ответом на два важных вопроса: 1) какие риски угрожают культурному иммунитету российского общества в свете трансформации культуры образования; 2) какие ресурсы и механизмы их предотвращения и устранения можно предложить сегодня, в условиях стремительно меняющегося информационного общества, в котором сама субъектность человека в сфере образования и культуры подвергается сомнению и нуждается в переосмыслении?Литература:Агапов Ю.В. Культура образования и формирование субъекта образовательной деятельности // Грамота. 2013. № 6 (32), ч. 2. Режим доступа: www.gramota.net.Баблоян Н.В., Василенко М.А. Социальный иммунитет и пути преодоления социального неравенства // Инженерный вестник Дона. 2018. № 2. Режим доступа: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2018/4875.Варова Н.Л. Культура образования в современной цивилизации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=6779.Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) : в 2 т. М. : Новый хронограф, 2016. Т. 2. 496 с.Евстафьев Д., Цыганова Л. Трансформации социального пространства как предчувствие нового мира. Режим доступа: https://expert.ru/2020/05/6/transformatsii-sotsialnogo-prostranstva-kak-predchuvstvie-novogo-mira/.Жапуев З.А. Методология исследования социального иммунитета российского общества в условиях институциональной трансформации и рискогенности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2. С. 142–146. Жапуев З.А. Социальный иммунитет как предмет социологического исследования: концептуализация понятия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 46–50.Жук А.А. Институциональные ловушки в сфере высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 4. С. 788–799. К чему ведет нескончаемая оптимизация образования. Режим доступа: http:// www.ng.ru/stsenarii/2020-01-27/9_7778_ education.html?print=Y.Кара-Мурза С. Разрушение культуры. Режим доступа: https:// nsportal.ru/blog/ kultura/library/2016/10/03/razrushenie-kultury-s-g-kara-murza.Кузьмина Г.П. Органическая концепция развития общества в работах российских социологов-органиков // Соловьевские исследования. 2010. С. 36–51. Куц В.А. Защитные функции культуры // Культура культуры. 2015. № 2. Режим доступа: http://cult-cult.ru/protective-functions-of-culture/.Куц В.А. Культурный иммунитет как передовая линия информационной самозащиты русской культуры и интеллекта россиян // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 4 (29). С. 159–164. Лапчик М.П., Федорова Г.А. Инновационный подход к подготовке педагогических кадров в области информатизации образования // Преподаватель ХХI век. 2016. № 4. С. 28–41.Лубский А.В., Ковалев В.В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 2. С. 33–50.Российское общество после президентских выборов – 2018: запрос на перемены : информ.-аналит. докл. М. : ФНИСЦ РАН, 2018. 55 с.Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84–88.Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с. Тюкавкин Н.М. Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1(1). С. 35–41.Флиер А.Я. Теория культуры: опыт генерализации // Культура культуры. 2017. № 4. Режим доступа: http://cult-cult.ru/the-theory-of-culture-a-new-generalization/.Шапинская Е.Н. Образование в эпоху «цифры»: учение или развлечение? // Культура культуры. 2019. № 2. Режим доступа: http://cult-cult.ru/education-in-the-digital-age-learning-or-entertainment/.Сведения об авторахВоденко Константин Викторович Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, РоссияДоктор философских наук, профессорБоровая Лариса Владимировна Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, РоссияКандидат экономических наук, проректор по международной деятельностиЕфимов Александр Владимирович Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, РоссияКандидат экономических наук, проректор по финансово-экономической деятельностиСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2020. Том. 9. № 4. >> Архив журнала