Журнал: Власть

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В.
«Цифровое детство»: риски интернет-коммуникации школьников, их родителей и учителей

DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7577

Бродовская Елена Викторовна
Финансовый университет при Правительстве РФ
Домбровская Анна Юрьевна
Финансовый университет при Правительстве РФ
Синяков Алексей Викторович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В. «Цифровое детство»: риски интернет-коммуникации школьников, их родителей и учителей // Власть. 2020. Том. 28. № 5. С. 86-94.
DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7577

Рубрика:

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация:

В статье представлены результаты прикладного исследования столкновения с интернет-рисками детей, подростков, старших подростков, а также их родителей и учителей. Исследование проведено в Ставропольском крае в 2020 г. Выбор исследовательского кейса связан с такими характеристиками края, как мультикультурная среда, интенсивное внешнее информационное давление, сложности социально-экономического развития. Авторы выявили следующую закономерность: чем реже дети используют социальные медиа, тем реже встречаются с интернет-рисками. Зафиксирована взаимосвязь между интернет-рисками, испытанными школьниками 15–18 лет, и доминирующими типами их онлайн-сетевой активности. Налицо и такие сопряженности: те, кто играет в онлайн-игры, часто встречаются с кибурбуллингом и сообщениями, содержащими ненормативные выражения; те, кто часто просматривает чаты в мессенджерах, чаще испытывают неудобства из-за предоставления недостоверной/фейковой информации; те, кто интенсивно просматривает веб-страницы, заявляют о проблеме фейковых данных и нецензурного контента.

Литература:

  • Айсина Р.М. 2019. Психологическая безопасность взрослых интернет-пользователей: анализ современных исследований. – Вестник Омского университета. Сер. Психология. № 1. С. 28-38.
  • Иксанов Р.А., Бикамова З.И., Гимазетдинова Ю.Р. 2018. Информационная безопасность ребенка в сети Интернет. – Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 4. С. 111-114.
  • Максимов А.С., Мануйлова Л.М. 2018. Диагностика влияния рисков Интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов. – Наука о человеке: гуманитарные исследования. № 1(31). С. 94-100.
  • Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Львова Е.Н. 2017. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области. – Эпоха науки. № 12. С. 103-109.
  • Патраков Э.В. 2020. Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках Интернета для подростков. – Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей. С. 482-486.
  • Привалова И.В. 2017. Интернет-обусловленное поведение молодежи: содержание понятия и его характеристики. – Образовательные технологии и общество. Т. 20. № 3. С. 397-408.
  • Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. 2014. Internet Use and Verbal Aggression: The Moderating Role of Parents and Peers. – Computers in Human Behavior. Vol. 33. P. 235-241.
  • Kruistum A. et al. 2014. Youth Media Lifestyles. – Human Communication Research. Vol. 40. Is. 4. P. 508-530.
  • Hasebrink U., Paus-Hasebrink I. 2013. Trends in Children’s Consumption of Media. – The Routledge International Handbook of Children, Adolescents and Media (ed. by D. Lemish). Milton Park; London, UK: Routledge and Taylor & Francis. P. 31-38.
  • Hepp A. Hajarvard S., Lundby K. 2015. Mediatization: Theorizing the Interplay between Media, Culture and Society. – Media, Culture & Society. №Vol. 37. Is. 2. P. 314-324.
  • Hoffmann D., Krotz F., Rei?mann W. 2017. Mediensozialisation und Mediatisierung. Problemstellung und Einf?hrung. – Mediatisierung und Mediensozialisation. Prozesse – R?ume – Praktiken (ed. by D. Hoffmann, F. Krotz, W. Rei?mann), Wiesbaden, Germany: Springer. S. 3-18.
  • Lee S. 2015. Analyzing Negative SNS Behaviors of Elementary and Middle School Students in Korea. – Computers in Human Behavior. Vol. 43. P. 15-27.
  • McQuail D. 2010. McQuail's Mass Communication Theory. 6th ed. SAGE. 632 p.
  • Palfrey J., Gasser U. 2008. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. N.Y.: Basic Books. 375 p.
  • Palfrey J., Boyd D., Sacco D. 2010. Enhancing Child Safety and Online Technologies. Final report of the Internet safety. Durham, North Carolina: Carolina Academic Press. 309 p.
  • Rasmussen E. 2014. Proactive vs Retroactive Mediation: Effects of Mediation’s Timing on Children’s Reactions to Popular Cartoon Violence. – Human Communication Research. Vol. 40. Is. 3. P. 396-413.
  • Rideout V.J. 2016. Measuring Time Spent With Media: The Common Sense Census of Media Use by US 8- to 18-year-olds. Journal of Children and Media –JOCAM. Vol. 10. Is. 1. P. 138-144.
  • Thaler R., Sunstein C. 2008. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. New Haven: Yale University Press. 293 p.
  • Vorderer P., Kohring M. 2013. Permanently Online: A Challenge for Media and Communication Research. – International Journal of Communication. No. 7. P. 188-196.
  • Vorderer P., Kromer N., Schneider M.F. 2016. Permanently Online and Permanently Connected: Explorations into University Students’ Use of Social Media and Mobile Smart Devices. – Computers in Human Behavior. No. 63. P. 694-703.

Сведения об авторах


Бродовская Елена Викторовна
Финансовый университет при Правительстве РФ
доктор политических наук, доцент; профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций; заведующий кафедрой социально-политических исследований и технологий Института истории и политики Московского педагогического государственного университета

Домбровская Анна Юрьевна
Финансовый университет при Правительстве РФ
доктор социологических наук, доцент; профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций; доцент кафедры социально-политических исследований и технологий Института истории и политики Московского педагогического государственного университета

Синяков Алексей Викторович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
заведующий учебной лабораторией кафедры методологии социологических исследований

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 28. № 5.
>> Архив журнала