Журнал: Гуманитарий Юга РоссииАнистратенко Т. Г.Место Fake news в современных коммуникационных практиках DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.5 Анистратенко Татьяна Григорьевна Институт социологии ФНИСЦ РАН Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Анистратенко Т. Г. Место Fake news в современных коммуникационных практиках // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 5. С. 75-81.DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.5Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВОАннотация: В данной статье предпринимается попытка наукоемкого осмысления феномена фейковых новостей и определения их места в современных моделях массовой коммуникации. Автор приходит к выводу, что поддельные новости как явление характерны для коммуникационных систем, обладающих большим количеством одновременно участвующих в процессе коммуникации акторов. Поддельные новости понимаются как продукт трансформации массмедиа, уходящих от институционализированных форм передачи информации в неосвоенное и трудно контролируемое цифровое пространство, на которое не действуют никакие ограничения. Сделан вывод о том, что с увеличением количества акторов, участвующих в массовой коммуникации, происходит неизбежное снижение качества новостных материалов, связанное со сложностью обеспечения их качества. Рефлексируя по поводу трактовки фейковых новостей как политического механизма дезинформации и средства недобросовестного оппортунистического обогащения, автор выдвигает предположение о том, что сам принцип потребления новостных продуктов меняется и граница между развлекательными и информационными материалами становится всё менее явной.Ключевые слова: Fake news; модели коммуникации; коммуникативное пространство; коммуникационная культура; глобализация; национальная безопасность; цифровизация; глобальная сетьЛитература:Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Фейк как элемент манипулирования общественным мнением // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. C. 101–111.Быков И.А., Медведева М.В. Медиаграмотность как часть системы информационной безопасности // Вестник МГОУ. История и политические науки. 2020. № 1. С. 24–32.Горлов М., Боташева А.К. Проблемы массовой коммуникации в глобализирующемся обществе // Система ценностей современного мира. 2014. № 37.Дорофеева В.В. Фейковые новости в современном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 4. С. 774–786.Ершов Ю.М. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик // Вестник Томского гос. университета. Филология. 2018. № 52. С. 245–256.Манойло А.В. «Фейковые новости» как угроза национальной безопасности и инструмент информационного управления // Вестник Московского университета. Серия 12 : Политические науки. 2019. № 2. С. 37–44.Никифорова О.О. Политический дискурс, политическая коммуникация и СМИ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (33). С. 36–41.Чанышева З.З. Информационные технологии смысловых искажений в кликбейт-заголовках // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 4. С. 54–62.Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society. Urbana: University of Illinois Press, 1960. P. 117–130.Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of counteracting it // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 2. P. 143–169.Сведения об авторахАнистратенко Татьяна Григорьевна Институт социологии ФНИСЦ РАНДоцент, кафедра прикладной конфликтологии и медиацииСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2020. Том. 9. № 5. >> Архив журнала