Журнал: Гуманитарий Юга России

Матецкая А. В.
Формирование постсекулярного общества в России

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.7

Матецкая Анастасия Витальевна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Матецкая А. В. Формирование постсекулярного общества в России // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 5. С. 93-107.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.7

Рубрика:

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Выражение признательности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00400 «Специфика постсекулярного общества в России: религиоведческий анализ»

Аннотация:

Целью статьи является анализ предпосылок формирования постсекулярного общества в России и выявление его особенностей по сравнению с западной моделью постсекулярности. Теоретико-методологическими основаниями исследования выступают концепции секуляризации, десекуляризации и постсекулярного общества, а также концепция политической религии. В статье показано, что предпосылки перехода к постсекулярному обществу в России отличаются от выделенных Ю. Хабермасом предпосылок формирования западного постсекулярного общества. Характеристики российского постсекулярного общества также отличаются от характеристик западной модели. В частности, для российского общества характерно сближение государства и религии, чего в западных обществах не происходит. Особенности российского постсекулярного общества обусловлены особенностями его формирования и предшествующей ему советской секуляризации, которая рассматривается автором при помощи концепта политической религии. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении российского постсекулярного общества.

Ключевые слова:

секуляризация; модернизация; политическая религия; постсекулярное общество; десекуляризация

Литература:

  • Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 8–20.
  • Верховский А.М. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты. М.: Сова, 2003. 316 с.
  • Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Религиозные установки как элемент управления ценностными ориентациями современной молодежи // Экономические проблемы России и региона. Ученые записки. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Ростов н/Д., 2019. С. 217–224.
  • Геллнер Э. Условия свободы. М.: Ad Marginem, 1995. 234 с.
  • Джентиле Э. Фашизм, тоталитаризм и политическая религия: определения и критические размышления над критицизмом интерпретации // Гефтер. 2013. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/10519.
  • Кнорре Б.К. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права // Монтаж и демонтаж секулярного мира / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: РОССПЭН, 2014. С. 42–102.
  • Кырлежев А. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Отечественные записки. 2013. № 1. Режим доступа: http:// www. strana-oz.ru/2013/1/sekulyarizm-i-postsekulyarizm-v-rossii-i-v-mire.
  • Лебедев С. Проправославный консенсус в России начала XXI века как феномен религиозной ситуации // Научный результат. Социология и управление. 2015. № 1. C. 14–21.
  • Православная церковь при новом патриархе / под ред. С. Филатова, А. Малашенко. М.: Московский центр Карнеги, 2011.
  • Роккуччи А. Размышления о постсекулярном обществе и о секуляризации в истории России в Новое и Новейшее время // Человек. Ru. 2012. № 8. С. 94–99.
  • Руткевич Е.Д. Новая парадигма в социологии религии: Pro и Contra // Вестник Института социологии. 2012. № 6. С. 208–231.
  • Узланер А. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3 (82). С. 3–32.
  • Узланер Д. Конец «проправославного консенсуса»: религия как новый раскол российского общества // Новое литературное обозрение. 2020. № 3. Режим доступа: https:// www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/163_nlo_3_2020/article/22227/.
  • Фурман Д., Каариайнен K. Религиозность в России на рубеже XX ? XXI столетий // Общественные науки и современность. 2007. № 2. C. 78–95.
  • Хабермас Ю. Постсекулярное общество – что это? // Российская философская газета. 2008. № 5 (19). С. 1–2.
  • Штекль К. К определению «постсекулярного» // Человек.Ru. 2012. № 8. С. 51–67.
  • A postsecular world society?: An interview with J?rgen Habermas (2010). Available at: https://tif.ssrc.org/2010/02/03/a-postsecular-world-society/.
  • Berger P. The Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / P. Berger (Ed.). Ethics and Public Policy Center. Washington, 1999. P. 1–18.
  • Eisenstadt Sh.N. The New Religious Constellations in the Frameworks of Contemporary Globalization and Civilizational Transformation // World Religions and Multiculturalism. Ben-Rafael & Sternberg (Eds.). Leiden, Boston: Brill, 2010.
  • Gentile Е. Politics as Religion. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2006. 168 p.
  • Ghodsee K. Symphonic Secularism: Eastern Orthodoxy, Ethnic Identity and Religious Freedoms in Contemporary Bulgaria // Anthropology of East Europe Review. 2009. Vol. 27 (2). P. 233.
  • Kyrlezhev A., Shishkov A. Postsecularism in Post-Atheist Russia. 2011. Available at: https:// www.academia.edu/5812716/Postsecularism_in_post_Atheist_Russia.
  • Shakhbanova M.M., Gafiatulina N.Kh., Samygin S.I., Chapurko T.M., Levaya N.A., Bineeva N.K. Youth of the South of Russia: Specifics of Manifestation of Ethnic Identity (On the Example of the Dagestan Republic) // Purshartha. 2018. Vol. 10, № 2. Р. 111–119.

Сведения об авторах


Матецкая Анастасия Витальевна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, доцент, профессор, кафедра философии религии и религиоведения

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 9. № 5.
>> Архив журнала