Журнал: Гуманитарий Юга России

Пешкова В. М.
Роль родственных и земляческих связей в развитии предпринимательства иностранных мигрантов в России

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.11

Пешкова Вера Михайловна
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Пешкова В. М. Роль родственных и земляческих связей в развитии предпринимательства иностранных мигрантов в России // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 5. С. 135-149.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.11

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация:

Статья направлена на выявление места и роли родственных и земляческих связей в развитии предпринимательства иностранных мигрантов в России. Автор основывается на материалах 58 глубинных интервью с предпринимателями-мигрантами родом из Кыргызстана и Азербайджана в Москве и Московской области и данных опроса предпринимателей кыргызского происхождения (выборка – 201 чел.). Рассматриваются место и роль родственных и земляческих связей при организации, управлении и продвижении бизнеса. Особое внимание уделяется особенностям формирования первоначального капитала, составу партнеров, персонала и целевой аудитории. Делается вывод о том, что родственные и земляческие связи составляют основу многих мигрантских сетей, играющих большую роль, особенно на этапе становления бизнеса. В то же время значимость этой роли варьируется в зависимости от различных социально-демографических характеристик волн мигрантов и структурных социально-экономических условий.

Ключевые слова:

иностранные мигранты; предпринимательство; родственные связи; земляческие связи; мигрантские сети; трудовая миграция в Россию

Литература:

  • Бредникова О.Е., Паченков О.В. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. 2002. № 3 (2). С. 74–81.
  • Верховская О.Р., Богатырева К.А., Дорохина М.В., Кнатько Д.М., Шмелева Э.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2019/2020: национальный отчет. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2020.
  • Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства: Россия 2012: национальный отчет. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2012.
  • Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии : учеб. пособие. М.: Новый учебник, 2004. 248 с.
  • Давыдов С.А., Юдина А.А. Социальные сети и сетевой подход к анализу социальной структуры // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 4 (22). C. 37–41.
  • Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов и конфликты на анклавных рынках труда // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 90–100.
  • Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. – август 2019 г. / под ред. Т. Малевой. М., 2019.
  • Кузнецов И.М., Мукомель В.И. Формирование этнических ниш в российской экономике: история вопроса // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2007. № 1. С. 175–184.
  • Массей Д. Синтетическая теория международной миграции // Мир в зеркале международной миграции / гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. Вып. 10. C. 162–174.
  • Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Политические исследования. 1995. № 5. С. 79–87.
  • Рыжова Н.П. Феномен этнического предпринимательства: западная традиция и российское прочтение // Новые российские гуманитарные исследования. 2008. Режим доступа: http://www.nrgumis.ru/articles/123/.
  • Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 73–86.
  • Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на материалах исследования азербайджанской общины С.-Петербурга). Режим доступа: http://www.narcom.ru/publ/info/522.
  • Уолдингер Р., Олдрич Х., Уорд Р. Этнические предприниматели // Экономическая социология. 2008. № 9 (5). С. 30–55.
  • Щербакова Е. Миграция в России: итоги первого полугодия 2020 года // Демоскоп Weekly. 2020. № 871–872. 28 сент. – 11 окт.
  • Bonacich E.A. Theory of Middleman Minorities // American Sociological Review. 1973. № 38 (5). P. 583–594.
  • Galbraith C.S., Rodriguez C.L., Curt H.S. Ethnic economies, social capital and the economic theory of clubs // Handbook of research on ethnic minority entrepreneurship: a co-evolutionary view on resource management. Leo-Paul Dana (Ed.). Edward Elgar Publ., 2007. P. 16–29.
  • Leicht R., Berwing S. Bayerisch Start-up potential among people with foreign roots. Trends, drivers, obstacles. Study commissioned by the Federal Ministry for Economic Affairs and Energy (BMWi), 2017.
  • Light I., Bhachu P., Karageorgis S. Migration networks and immigrant entrepreneurship // Immigration and Entrepreneurship. New Brunswick, NJ: Transaction, 1993. P. 25–50.
  • Light I., Gold S. Ethnic Economies. San Diego: Academic Press, 2000.
  • Oliveira C.R. Understanding the Diversity of Immigrant Entrepreneurial Strategies // Handbook of research on ethnic minority entrepreneurship: a co-evolutionary view on resource management. Leo-Paul Dana (Ed.). Edward Edgar Publ., 2007. P. 61–83.
  • Wilson K.L., Portes A. Immigrant Enclaves: An Analysis of the Labor Market Experiences of Cubans in Miami // The American Journal of Sociology. 1980. № 86. P. 295–319.
  • Spencer, J.H., Flowers, P.R., Seo, J. (2012). Post-1980s Multicultural Immigrant Neighborhoods: Koreatowns, Spatial Identities and Host Regions in the Pacific Rim // Journal of Ethnic and Migrant Studies. Vol. 38, № 3. P. 437–461.
  • World migration report 2020. International Organization for Migration, 2019.

Сведения об авторах


Пешкова Вера Михайловна
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Россия
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 9. № 5.
>> Архив журнала