Журнал: Народонаселение
Чернова К. В., Бедрина Е. Б.
Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.12
Чернова Кристина Владимировна
Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
Бедрина Елена Борисовна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
Полный текст
Открыть текстСсылка при цитировании:
Чернова К. В., Бедрина Е. Б. Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России // Народонаселение. 2020. Том. 23. № 4. С. 125-139.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.12
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.12
Рубрика:
ДЕМОГРАФИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИВыражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 18-010-01049 «Методология и методика системной оценки взаимосвязи средовых факторов и здоровья населения в задаче устойчивого развития регионов России».Аннотация:
В статье проведена оценка доступности демографического образования в российских вузах на основе анализа информации, размещенной на сайтах образовательных программ высших учебных заведений, вошедших в рейтинг 100 лучших вузов Российской Федерации, составленный исследовательской компанией «РАЭКС-Аналитика» в 2019 году. Группировка вузов проведена в разрезе их профиля, специализации и территориального размещения. Мониторинг образовательных программ — в разрезе ступеней образования и направлений. В результате исследования выявлено, что в образовательных программах 75% российских вузов, включенных в выборку, в той или иной степени присутствуют демографические дисциплины. Наиболее развито демографическое образование в многопрофильных вузах. Демографические дисциплины включены практически во все образовательные программы профессиональной подготовки студентов направления «Социология». Сделан вывод о неравенстве в доступности демографического образования, т.к. оно в большей мере сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, а также в городах Приволжского федерального округа. Кроме того, были выявлены такие перекосы в развитии демографического образования, как недостаток дисциплин инструментального характера и слабая включенность дисциплин демографического профиля в экономические программы. В результате исследования даны рекомендации, направленные на расширение круга студентов, изучающих демографию, формирование преемственности в образовательных программах бакалавриата и магистратуры и включение в них демографических дисциплин инструментального характера. Авторы считают, что расширение взаимодействия вузов с местными органами власти в вопросах подготовки специалистов будет способствовать развитию демографического образования.Литература:
- 1. Боярский, А.Я. Курс демографической статистики / А. Я. Боярский. — Москва: Госпланиздат, 1945. — 264 с.
- 2. Лобжанидзе, А.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по географии / А. А. Лобжанидзе, Э. М. Амбарцумова, В. В. Барабанов, С. Е. Дюкова. — Москва: Федеральный институт педагогических измерений, 2019. — 27 с.
- 3. Ткаченко, А.А. История и современные проблемы преподавания курса «Демография»: российская специфика / А. А. Ткаченко // Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах. — Москва: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — C. 195-204.
- 4. Bagirova, A. The formation of demographic competencies of public servants as a new feature of Russian education / A. Bagirova, A. Voroshilova // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. — Albena: STEF92 Technology, 2014. — P. 955-962.
- 5. Chopra, G. Population geography / G. Chopra. — New Delhi: Commonwealth Publishers, 2006. — 311 p.
- 6. Dasvarma, G. L. The importance of population studies and the state of technical demographic training in Asia / G. L. Dasvarma. // Asian Population Studies. — 2010. — Vol. 6. — No. 1. — P. 1-2.
- 7. Willekens, F. Demographic training: Europe / F. Willekens // IUSSP Seminar on Demographic Training in the Third Millennium. — Groningen: Population Research Centre, 2001. — P. 25-28.
- 8. Menken, J. Training and support of developing-country population scientists: A panel report / J. Menken, A. K. Blanc, C. B. Lloyd. — New York: Population Council, 2002. — 110 p.
- 9. Мамыканова, Б.K. социально-демографическая культура образования / Б. К. Мамыканова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 42. — С. 158-162.
- 10. Калмыкова, Н.М. Траектории преподавания демографии в вузе / Н. М. Калмыкова // Вести Московского университета. — 2015. — № 2. — С. 17-26.
- 11. Зверева, Н. В. Университетская школа исследований народонаселения Д. И. Валентея / Н. В. Зверева // Федерализм=Federalism: Теория. Практика. История. — 2015. — № 2. — С. 113-124.
- 12. Крепс, Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения / Т. В. Крепс // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2019. — № 1. — С. 115-120.
- 13. Калабихина, И.Е. Междисциплинарный подход в преподавании демографии в вузах / И. Е. Калабихина // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2017. — № 1. — С. 169-173.
- 14. Ткаченко, А.А. Экономика народонаселения versus экономическая демография / А. А. Ткаченко // Статистика и Экономика. — 2017. — № 5. — С. 94-104.
- 15. Горбанев, В.А. Ещё раз о единой географии / В. А. Горбанев // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10. — С. 53-58.
- 16. Антонян, Ю.М. Криминология будущего: междисциплинарные научные связи / Ю. М. Антонян // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 4. — С. 67-75.
Сведения об авторах
Чернова Кристина Владимировна
Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
стажер-исследователь
Бедрина Елена Борисовна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
кандидат экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; старший научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН