Журнал: Социологический журналТев Д. Б.Спикеры легислатур субъектов РФ: каналы рекрутирования и карьера DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.1.7844 Тев Денис Борисович Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Тев Д. Б. Спикеры легислатур субъектов РФ: каналы рекрутирования и карьера // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 1. С. 52-75.DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.1.7844Рубрика: МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯАннотация: В статье анализируются каналы рекрутирования спикеров легислатур субъектов РФ и характеристики их карьеры как до избрания, так и после отставки. Эмпирической основой исследования служит биографическая база данных председателей региональных законодательных собраний всех созывов после прекращения полномочий последних Советов народных депутатов и до февраля 2019 г. Показано, что для спикеров характерна сильная укорененность в структурах политической власти советского общества, но со временем доля номенклатурных — прежде всего партийных — кадров среди них значительно снизилась. Важнейший канал рекрутирования спикеров и место их работы после отставки — представительные органы, прежде всего региональные легислатуры. Избрание спикеров из относительно опытных депутатов-профессионалов может говорить об известной автономизации и институционализации законодательных органов, но эта тенденция довольно ограниченна: тесная связь с влиятельными внешними силами, контролирующими легислатуру, может служить мощным вытягивающим фактором законодательной карьеры, освобождая спикеров от необходимости предварительного политического «ученичества» в парламенте. Один из основных каналов рекрутирования спикеров — административные органы, прежде всего региональные и местные, что во многом отражает зависимость формирования и функционирования легислатур от губернаторов, стремящихся поставить во главе них персон из своей клиентелы. Реже спикеры работают в администрациях после отставки, прежде всего на посту губернатора. Значимый источник рекрутирования спикеров — бизнес, но прямых выходцев оттуда (чаще всего из крупных по региональным меркам фирм) относительно немного, что может отражать как значимость предварительной политической профессионализации для достижения этого поста, так и контроль над легислатурами со стороны губернаторов, которым частные бизнесмены могут казаться слишком независимыми фигурами для роли спикера. Гораздо реже спикеры оказываются в бизнесе после отставки, причем распространены их возвраты в фирмы, где они прежде работали.Ключевые слова: спикеры; региональные легислатуры; каналы рекрутирования; карьера; номенклатура; представительные органы; администрация; бизнесЛитература:1. Барсукова С.Ю., Левин С.Н. Соотношение административного и финансового ресурсов в ходе избирательных кампаний в современной России: региональная специфика // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 41–59. DOI: 10.14515/ monitoring.2020.4.16552. Богатырева Л.В. Механизмы рекрутирования глав региональных законодательных собраний (на примере регионов ЦФО) // Политическая наука. 2012. № 1. С. 175–189.3. Быстрова А.С. Типы карьер представителей региональной административно-политической элиты и факторы, влияющие на карьерные различия // Властные структуры и группы доминирования / Под ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2012. С. 76–93.4. Быстрова А.С., Даугавет А.Б., Дука А.В., Колесник Н.В., Невский А.В., Тев Д.Б. Институционализация политической элиты: источники рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2019. Т. 6. № 2. С. 24–66. DOI: 10.31119/pe.2020.7.1.45. Быстрова А.С., Даугавет А.Б., Дука А.В., Колесник Н.В., Невский А.В., Тев Д.Б. Региональная политическая элита: бассейн рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2020. Т. 7. № 1. С. 76–122. DOI: 10.31119/pe.2020.7.1.46. В Кремле назвали новое место работы Тулеева «почетной ссылкой» // РБК. 11 апреля 2018 г. [электронный ресурс]. Дата обращения 12.05.2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/04/2018/5accf5eb9a79471718b6550d7. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. Политические исследования. 1998. № 1. С. 87–105. DOI: 10.17976/jpps/2003.04.028. Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 51–65.9. Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. Политические исследования. 2002. № 3. С. 142–155. DOI: 10.17976/jpps/2002.03.1110. Кынев А.В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2020. — 1030 с.11. Петров Н. Корпоративизм vs регионализм // Pro et Contra. 2007. № 4–5 (38). C. 75–89.12. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. А.В. Дуки. СПб.: Алетейя, 2001. — 352 с.13. Сафронов В.В. Консолидация авторитаризма или демократизация: поддержка путинского режима элитой С.-Петербурга // Условия и возможности консолидации российского общества: Сборник научных трудов СИ РАН / Под ред. А.В. Дуки, И.И. Елисеевой. СПб.: Нестор-История, 2010. С. 30–110.14. Тев Д.Б. Депутаты Государственной Думы РФ VI созыва: социально-профессиональные источники рекрутирования // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 5. С. 52–86. DOI: 10.17323/1726-3247-2017-5-52-8615. Туровский Р.Ф. Институциональный дизайн российской региональной власти: кажущаяся простота? // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 82–92.16. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / Пер. с англ. В.Р. Рокитянский. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 480 с.17. Шириков А. Анатомия бездействия: Политические институты и конфликты в бюджетном процессе регионов России. Серия: Труды факультета политических наук и социологии СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2010. — 276 с.18. B?r?cz J., R?na-Tas ?. Small Leap Forward: Emergence of New Economic Elites // Theory and Society. 1995. Vol. 24. No. 5 (Special Issue on Circulation vs Reproduction of Elites During the Postcommunist Transformation of Eastern Europe). P. 751–781. DOI: 10.1007/bf0099340519. Gandhi J., Przeworski A. Authoritarian Institutions and the Survival of Autocrats // Comparative Political Studies. 2007. Vol. 40. No. 11. P. 1279–1301. DOI: 10.1177/001041400730581720. Golosov G. Growing Old Without Grace: Electoral Authoritarianism And The Age Composition Of Russia’s Regional Legislative Assemblies // Representation. 2014. Vol. 50. No. 4. Р. 509–526. DOI: 10.1080/00344893.2014.97922321. Golosov G.V. Legislative Turnover and Executive Control in Russia’s Regions (2003–2014) // Europe-Asia Studies. 2017. Vol. 69. No. 4. P. 553–570. DOI: 10.1080/09668136.2017.133787122. Hale H.E. Explaining Machine Politics in Russia’s Regions: Economy, Ethnicity, and Legacy // Post-Soviet Affairs. 2003. Vol. 19. No. 3. P. 228–263. DOI: 10.2747/1060-586X.19.3.22823. Hanley E., Yershova N., Anderson R. Russia — Old Wine in a New Bottle? The Circulation and Reproduction of Russian Elites, 1983–1993 // Theory and Society. 1995. Vol. 24. No. 5 (Special Issue on Circulation vs Reproduction of Elites During the Postcommunist Transformation of Eastern Europe). P. 639–668. DOI: 10.1007/bf0099340124. Heinsohn T., Schiefer M. Advancing to positions of power in parliament — does seniority matter? // The Journal of Legislative Studies. 2019. Vol. 25. No. 4. P. 511–532. DOI: 10.1080/13572334.2019.158218525. Jensen N.M., Malesky E., Weymouth S. Unbundling the Relationship between Authoritarian Legislatures and Political Risk // British Journal of Political Science. 2014. Vol. 44. No. 3. P. 655–684. DOI: 10.1017/S000712341200077426. Malesky E., Schuler P. Nodding or Needling: Analyzing Delegate Responsiveness in an Authoritarian Parliament // American Political Science Review. 2010. Vol. 104. No. 3. P. 482–502. DOI: 10.1017/S000305541000025027. Reuter O.J., Robertson G.B. Legislatures, Cooptation, and Social Protest in Contemporary Authoritarian Regimes // The Journal of Politics. 2015. Vol. 77. No. 1. P. 235–248. DOI: 10.1086/67839028. Reuter O.J., Turovsky R. Dominant party rule and legislative leadership in authoritarian regimes // Party Politics. 2014. Vol. 20. No. 5. P. 663–674. DOI: 10.1177/135406881244868929. Szakonyi D. Businesspeople in Elected Office: Identifying Private Benefits from Firm-Level Returns // American Political Science Review. 2018. Vol. 112. No. 2. P. 322–338. DOI: 10.1017/S000305541700060030. Szel?nyi I., Szel?nyi S. Circulation or Reproduction of Elites during the PostCommunist Transformation of Eastern Europe // Theory and Society. 1995. Vol. 24. No. 5 (Special Issue on Circulation vs Reproduction of Elites During the Postcommunist Transformation of Eastern Europe). P. 615–638. DOI: 10.1007/bf0099340031. Wright J. Do Authoritarian Institutions Constrain? How Legislatures Impact Economic Growth and Foreign Aid Effectiveness // American Journal of Political Science. Vol. 52. No. 2. P. 322–342. DOI: 10.1111/j.1540-5907.2008.00315.xСведения об авторахТев Денис Борисович Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россиякандидат социологических наук, старший научный сотрудник, сектор социологии власти и гражданского обществаСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 1. >> Архив журнала