Журнал: Социологический журналСкороходова Т. Г.Истоки феминизма и женской эмансипации в Индии XIX в.: бенгальский вариант DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.1.7848 Скороходова Татьяна Григорьевна Пензенский государственный университет, Пенза, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Скороходова Т. Г. Истоки феминизма и женской эмансипации в Индии XIX в.: бенгальский вариант // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 1. С. 139-156.DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.1.7848Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯАннотация: Развитие феминизма и женской эмансипации в колониальной Индии демонстрирует различные траектории и внутренние источники этого процесса в регионах модернизирующегося «большого общества». Первый вариант его проявился в Бенгалии — периферийном по отношению к центру брахманического порядка регионе, месте встречи индийской и западной культур в XVIII–XIX вв. Патриархальное общество выстроило систему жестких ограничений женских прав и свободы, особенно в высших слоях, с позиций ритуальной чистоты и «безопасности» для мужчин. Сами женщины были носителями традиционного сознания со стереотипами и предрассудками, были лишены возможности распоряжаться своей судьбой и принимать участие в жизни общества вне семьи. На основе трудов социальных реформаторов и интеллектуалов автор описывает бенгальский вариант феминизма и истоков эмансипации. Основным социальным актором этого процесса был мужчина-феминист, который открыто провозглашал идеи женских прав и пытался улучшить положение женщин с помощью реформ. Реформаторские движения, возглавленные лидерами от Раммохана Рая до Кешобчондро Сена, стали первой волной процесса эмансипации: эта деятельность стимулировала условия для эмансипаторских практик в семье и обществе. Второй волной было пробуждение женщин и их способности говорить о себе. Главными факторами роста их активности были грамотность и образование вместе с поддержкой их устремлений со стороны мужчин.Ключевые слова: индийский феминизм; женская эмансипация; традиционное общество; индуистская община; бенгальский вариант женской эмансипации; гендерные отношения; бенгальские социальные реформаторы; мужчина-феминист; права женщин; активность женщинЛитература:1. Васильков Я.В. Идеал героини индийской любовной баллады и статус женщины в социо-нормативной культуре «большой традиции» // Кунсткамера. 2018. № 1. C. 240–247. DOI: 10.31250/2618-8619-2018-1240-2472. Калинникова Е.Я. Англоязычная литература Индии. М.: Наука, 1974. — 247 с. 3. Скороходова Т.Г. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. — 320 с. 4. Скороходова Т.Г. Младобенгальцы. Очерки истории социальной мысли Бенгальского Возрождения (первый период, 1815–1857). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. — 320 с. 5. Скороходова Т.Г. Раммохан Рай, родоначальник Бенгальского Возрождения (опыт аналитической биографии). СПб.: Алетейя, 2008. — 372 с. 6. Скороходова Т.Г. Философия Раммохана Рая. Опыт реконструкции. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. — 416 с. 7. Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. СПб.: Наука, 2010. — 558 с. 8. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Наука; Восточная литература, 1994. — 219 с. 9. Юрлова Е.С. Женщина Индии. Традиции и современность. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2014. — 520 с. 10. Awakening in Bengal in the Early Nineteenth Century. Selected Documents / Ed. by G. Chattopadhyaya. Calcutta: Progressive Publishers, 1965. — LXVIII, 416 p.11. Banerjea K.M. A Prize Essay on Native Female Education. 2nd ed. Rev. & Cor. Calcutta, R.C. Lepage & Co, British Library, 1848. — II, 156 р. DOI: 10.4324/9781351211963-312. Bengal: Early Nineteenth Century. Selected Documents / Ed. by G. Chattopadhyaya. Calcutta: Research India Publishing, 1978. — XIX, 281 p.13. Chakraborty Usha. Condition of Bengali Women around 2nd Half of the 19th Century. Calcutta: Bardhan Press, 1963. — III, 232 p.14. Collet S.D. The Life and Letters of Raja Rammohun Roy / Ed. by D.K. Biswas, R.Ch. Ganguli. 3rd ed. Calcutta: Sadharan Brahmo Samaj, 1962. — IX, 563 p.15. Dasgupta Subrata. Awakening: the Story of the Bengal Renaissance. Noida: Random Нouse Publishers, 2011. — 484 p.16. Dasgupta Subrata. The Bengal Renaissance: Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore. Delhi: Permanent Black, 2012. — 280 p. DOI: 10.1177/00194646100470030517. Dewanji M. William Carey and Indian Renaissance. Delhi: Research Centre & Christian Institute for the Study of Religion and Society, 1996. — VII, 83 p.18. Keshub Chunder Sen in England. Diary, Sermons, Addresses & Epistles. 3rd ed. Calcutta: Navavidhan Publications Committee, 1938. — XVIII, 560 p.19. Kopf D. Brahmo Samaj and Making of Modern Indian Mind. Princeton: University Press, 1979. — XXIII, 399 p. DOI: 10.1086/ahr/85.2.44520. Kopf D. British Orientalism and Bengal Renaissance. Berkeley: University of California Press, 1969. — 324 p.21. Nandy Ashis. Sati: A Nineteenth Century Tale of Women, Violence and Protest // Rammohun Roy and the Process of Modernization in India / Ed. by V.C. Joshi. New Delhi: Vikas, 1975. P. 168–194.22. Roy Raja Rammohun. The English Works / Ed. by J.C. Ghose. 4 Vols. Vol. II. New Delhi: Cosmo, 1982. — XXIX, 239–480 p. 23. Sen Amiya P. Rammohun Roy: A Critical Biography. New Delhi: Penguin; Viking, 2012. — 211 p.24. Vidyasagara Ishvarchandra. Marriage of Hindu Widows / With an Introduction by A. Poddar. Calcutta: Naya Prokash, 1976. — XVI, 144 p.25. Vivekananda Swami. Complete Works. Mayavati Memorial Edition. 12th ed. 9 Vols. Vol. V. Mayavati — Almora: Advaita Ashrama, 2001. — 554 p.Сведения об авторахСкороходова Татьяна Григорьевна Пензенский государственный университет, Пенза, Россиядоктор философских наук, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и практика социальной работы»Содержание выпуска>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 1. >> Архив журнала