Журнал: Социологическая наука и социальная практикаСолодников В. В., Зайцева А. С.Использование социальных сетей и социализация российских подростков DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870 Солодников Владимир Владимирович Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, РоссияЗайцева Анастасия Сергеевна Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Солодников В. В., Зайцева А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 1. С. 23-42.DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870Рубрика: СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИАннотация: В статье рассматривается взаимосвязь между показателем уровня социализации российских подростков и использованием ими социальных сетей в своей повседневной жизни. В настоящее время персональный компьютер, смартфон и другие гаджеты, обеспечивающие выход в интернет, стали распространённым атрибутом повседневности. Более того, молодёжь (иногда маркируемая как поколение Z) рассматривает своё онлайн присутствие (в том числе в социальных сетях) как естественный, ежедневно используемый элемент своей жизни. При этом, с одной стороны, использование социальных сетей органично вписывается в освоение ведущей деятельности подросткового возраста – учебно-профессиональной или интимно-личностного общения деятельности – и способно сыграть роль позитивного фактора социализации личности на этом этапе её жизненного пути. С другой стороны, иногда высказываются опасения, связанные с тем, что интенсивность онлайн-коммуникации («чрезмерное использование интернета») может создать дополнительные барьеры для общения в офлайне, отрицательно сказаться на психологическом благополучии подростка и в целом затруднить его социализацию. В статье приводятся аргументы в пользу наличия слабой положительной связи между использованием социальных сетей (временем присутствия в них, количеством онлайн-«друзей» и т. п.) и социализацией российских подростков (оцениваемой с помощью специального индекса, использующего ряд индикаторов – школьная успеваемость, участие в олимпиадах, школьном самоуправлении и т. п.). Сделанные выводы основываются на результатах двух авторских онлайн-исследований (количественного и качественного), проведённых в 2020 г., и вторичном анализе данных.Литература:1. Авдулова Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). С. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/573-avdulova20.html (дата обращения: 20.10.2020).2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева ; 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2009. 363 с.3. Бочавер А. А. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков / А. А. Бочавер, С. В. Докука, Е. В. Сивак, И. Б. Смирнов // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 1–18. DOI: 10.17759/psycljn.2019080301.4. Девиантное поведение и интернет (опыт социологического анализа) : сб. науч. ст. / под ред. М. Е. Поздняковой, Л. В. Карнаушенко. М. : Институт социологии РАН, 2008. 184 с.5. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 3. С. 3–15. DOI: 10.31857/S013216250008796-8.6. Марцинковская Т. Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. № 3 (63). С. 90–102.7. Петрушихина Е. Б. Поколенческий подход в гуманитарных науках / Е. Б. Петрушихина, В. В. Солодников, И. В. Солодникова [и др.] // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4 (6). С. 139–150.8. Прочаковская О. А. Социализация школьников современной России: теоретико-методологический анализ : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Прочаковская Оксана Анатольевна ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2003. 19 с.9. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 292–296.10. Собкин В. С., Федотова А. В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 119–137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308.11. Солдатова Г. У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 4. С. 79–88.12. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 39–51. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=5051. (дата обращения: 13.08.2020). DOI: 10.11621/npj.2014.0305.13. Человек. Общество. Культура. Кн. 2 / А. Н. Веряскина, Е. А. Давыденко, В. А. Зимин [и др.]. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2014. 245 с.14. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Прометей ; Юрайт-М, 2001. 511 с.15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; АПН СССР. М. : Педагогика, 1989. 560 с.16. Clement J. Instagram-Statistics & Facts // Statista : [сайт]. May 14, 2020. URL: https://www. statista.com/topics/1882/instagram/ (дата обращения: 26.03.2020).17. Lenhart A. Teens, technology and friendships // Pew Research Center : [сайт]. 2015. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2015/08/06/chapter-4-social-media-and-friendships/ (дата обращения: 06.04.2020).18. Mansoor I. TikTok Revenue and Usage Statistics (2021) // Business of Apps : [сайт]. URL: https://www.businessofapps.com/data/tik-tok-statistics/ (дата обращения: 05.03.2021). 19. New Generation: исследование детей и подростков // Ipsos : [сайт]. URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/new-generation-issledovanie-detey-i-podrostkov-0 (дата обращения: 26.03.2020).Сведения об авторахСолодников Владимир Владимирович Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россиядоктор социологических наук, профессорЗайцева Анастасия Сергеевна Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россиямагистр социологического факультетаСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2021. Том. 9. № 1. >> Архив журнала