Журнал: ВластьФилин Н. А.Особенности употребления термина «имам» по отношению к основателю Исламской Республики Иран аятолле Хомейни DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7937 Филин Никита Александрович Российский государственный гуманитарный университет Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Филин Н. А. Особенности употребления термина «имам» по отношению к основателю Исламской Республики Иран аятолле Хомейни // Власть. 2021. Том. 29. № 1. С. 185-189.DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7937Рубрика: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТАннотация: В современном Иране по отношению к первому верховному лидеру страны аятолле Хомейни постоянно используется термин «имам». В иранской шиитской традиции понятие «имам» применяется не только к руководителям молитвы верующих, но и к двенадцати имамам – потомкам пророка Мухаммада, которые считаются непогрешимыми. Последний имам, Махди, по верованиям шиитов, ушел в сокрытие и должен будет вернуться. В народном сознании иранцев образ сильного лидера Хомейни в какой-то степени связывался с образом имама Махди. Однако иранское духовенство отрицало возможность сравнения Хомейни с непорочными имамами и использовало термин «имам» в его исконном значении – «предводитель общины мусульман», подчеркивая выдающуюся роль Хомейни в руководстве шиитами и Исламской революции. После прихода к власти Хомейни был провозглашен наместником имама Махди, что еще усилило его религиозный и политический статус и дало ему возможность осуществлять почти неограниченную власть.Литература:Борзуни М.А. 1999. Источник законности исламского правления согласно позиции имама Хомейни. – Имам Хомейни и исламское правление: политическая философия. Тегеран: Организация по сбору и публикации произведений имама Р. Хомейни. С. 65-91 [на перс. яз.].Дорошенко Е.А. 1998. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905–1911 и 1978–1979 гг. М.: ИВ РАН. 237 c.Кулюшин Н.Д. 2009. Политическое лидерство в шиитском исламе: дис. … к.полит.н. М. 140 с.Пархизкар Г.Р. 2014. Исламская революция и рост культа имама Махди в Иране. Кум: Изд-во Исследовательского и образовательного института им. Хомейни. 272 c. [на перс. яз.].Юртаев В.И. 1993. Иран: студенты в исламской революции. М.: Наука. 218 с.Mavani H. 2011. Ayatullah Khomeini's Concept of Governance (wilayat al-faqih) and the Classical Shi‘i Doctrine of Imamate. – Middle Eastern Studies. Vol. 47. No. 5. P. 807-824.Taheri A. 1985. The Spirit of Allah. London: Hutchinson. 353 p.Wilfried B. 2000. Who Rules Iran? The Structure of Power in the Islamic Republic. Washington: The Washington Institute for Near East Policy. 240 p.Сведения об авторахФилин Никита Александрович Российский государственный гуманитарный университетдоктор исторических наук, доцент; заведующий кафедрой современного ВостокаСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2021. Том. 29. № 1. >> Архив журнала