Журнал: Социологический журнал

Докука С. В.
Социальное окружение и академическая успеваемость: обзор исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8429

Докука Софья Владимировна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Докука С. В. Социальное окружение и академическая успеваемость: обзор исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 3. С. 175-191.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8429

Рубрика:

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ

Выражение признательности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 21-78-00069).

Аннотация:

Академические результаты учащихся не только являются важным индикатором системы образования, но и в значительной степени определяют последующий профессиональный успех индивидов. В свою очередь, на академические достижения оказывают влияние разнообразные факторы, включая социальное окружение учащегося. В данной статье представлен обзор сетевых исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование для анализа связи между академической успеваемостью учащихся и их социальным окружением. Рассматриваются результаты и дизайны существующих исследований, указываются перспективные направления дальнейших работ. Показано, что в большинстве исследований фокус направлен на изучение положительных взаимосвязей и что в качестве объекта исследования избраны учащиеся средней школы. Лишь единичные работы рассматривают иные типы взаимодействий и другие образовательные контексты. Кроме того, большинство работ реализовано на данных из западных демократических обществ. Структурирование базы подобных исследований, оценка степени проработанности и перспективности различных направлений в рамках данной тематики могут быть использованы для определения дальнейших исследовательских тем, а также для разработки инструментов государственной политики в сфере образования.

Ключевые слова:

анализ социальных сетей; эффекты сообучения; социология образования; академические достижения; стохастические акторно-ориентированные модели

Литература:

  • 1. Вахштайн В.С., Мешкова Т.А., Железов Б.В. Основные тенденции государственной политики в сфере высшего образования в странах ОЭСР // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 2–16.
  • 2. Докука С.В., Валеева Д.Р. Статистические модели для анализа динамики социальных сетей в исследованиях образования // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 201–213.
  • 3. Brouwer J., Flache A., Jansen E., Hofman A., Steglich C. Emergent achievement segregation in freshmen learning community networks // Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 3. P. 483–500. DOI: 10.1007/s10734-017-0221-2
  • 4. Centola D. How behavior spreads. Princeton: Princeton University Press, 2018. — 312 p.
  • 5. Chen X., French D.C., Schneider B.H. (eds.). Peer relationships in cultural context. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — 536 p.
  • 6. Chow A., Kiuru N., Parker P.D., Eccles J.S., Salmela-Aro K. Development of friendship and task values in a new school: friend selection for the arts and physical education but socialization for academic subjects // Journal of Youth and Adolescence. 2018. Vol. 47. No. 9. P. 1966–1977. DOI: 10.1007/s10964-018-0894-6
  • 7. Coleman J.S. Equal schools or equal students? // The Public Interest. 1966. Vol. 4. P. 70–75.
  • 8. DeLay D., Zhang L., Hanish L.D., Miller C.F., Fabes R.A., Martin C.L., Kochel K.P., Updegraff K.A. Peer influence on academic performance: A social network analysis of social-emotional intervention effects // Prevention Science. 2016. Vol. 17. No. 8. P. 903–913. DOI: 10.1007/s11121-016-0678-8
  • 9. Dokuka S., Valeeva D., Yudkevich M. How academic achievement spreads: The role of distinct social networks in academic performance diffusion // Plos one. 2020. No. 15 (7). P. e0236737. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0236737
  • 10. Duxbury S.W., Haynie D.L. School suspension and social selection: Labeling, network change, and adolescent, academic achievement // Social Science Research. 2019. No. 85. P. 102365. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2019.102365
  • 11. Garrote A. Academic achievement and social interactions: A longitudinal analysis of peer selection processes in inclusive elementary classrooms // Frontiers in Education. 2020. No. 5. Article 4. DOI: 10.3389/feduc.2020.00004
  • 12. Gremmen M.C., Dijkstra J.K., Steglich C., Veenstra R. First selection, then influence: Developmental differences in friendship dynamics regarding academic achievement // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53. No. 7. P. 1356–1370. DOI: 10.1037/dev0000314
  • 13. Gremmen M.C., Van den Berg Y.H., Steglich C., Veenstra R., Dijkstra J.K. The importance of near-seated peers for elementary students' academic engagement and achievement // Journal of Applied Developmental Psychology. 2018. No. 57. P. 42–52. DOI: 10.1016/j.appdev.2018.04.004
  • 14. Gutman L.M., Vorhaus J. The impact of pupil behaviour and wellbeing on educational outcomes. [Research report DfE-RR253]. 2012. — 49 p. Accessed 15.08.2021. URI: http://dera.ioe.ac.uk/id/eprint/16093
  • 15. Flashman J. Academic achievement and its impact on friend dynamics // Sociology of education. 2012. Vol. 85. No. 1. P. 61–80. DOI: 10.1177/0038040711417014
  • 16. Friedkin N.E. Social cohesion // Annual Review of Sociology. 2004. No. 30. P. 409–425.
  • 17. Hanneman R.A., Riddle M., Robert A. Social network analysis // Riverside: University of California. 2001. P. 1–154.
  • 18. Henneberger A.K., Mushonga D.R. Peer selection as a mechanism for preventing adolescent substance use: Current approaches and future directions // Children and Youth Services Review. 2021. No. 120. P. 105725 DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105725
  • 19. Henrich J., Heine S. J., Norenzayan A. Most people are not WEIRD // Nature. 2010. Vol. 466. No. 7302. P. 29. DOI: https://doi.org/10.1038/466029a
  • 20. Kiuru N., DeLay D., Laursen B., Burk W.J., Lerkkanen M.K., Poikkeus A.M., Nurmi J.E. Peer selection and influence on children’s reading skills in early primary grades: A social network approach // Reading and Writing. 2017. Vol. 30. No. 7. P. 1473–1500. DOI: 10.1007/s11145-017-9733-5
  • 21. Kretschmer D., Leszczensky L., Pink S. Selection and influence processes in academic achievement — more pronounced for girls? // Social Networks. 2018. No. 52. P. 251–260. DOI: 10.1016/j.socnet.2017.09.003
  • 22. Laninga-Wijnen L., Ryan A.M., Harakeh Z., Shin H., Vollebergh W.A. The moderating role of popular peers’ achievement goals in 5th-and 6th-graders’ achievement-related friendships: A social network analysis // Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 110. No. 2. P. 289–307. DOI: 10.1037/edu0000210
  • 23. Lomi A., Snijders T.A., Steglich C.E., Torl? V.J. Why are some more peer than others? Evidence from a longitudinal study of social networks and individual academic performance // Social science research. 2011. Vol. 40. No. 6. P. 1506–1520. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2011.06.010
  • 24. McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J.M. Birds of a feather: Homophily in social networks // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27. No. 1. P. 415–444. DOI: 10.1146/annurev.soc.27.1.415
  • 25. Ojanen T., Sijtsema J.J., Rambaran A.J. Social goals and adolescent friendships: Social selection, deselection, and influence // Journal of Research on Adolescence. 2013. Vol. 23. No. 3. P. 550–562. DOI: 10.1111/jora.12043
  • 26. Palacios D., Berger C. Are good students desirable friends? Evidence for friendship selection among elementary students / ?Son los buenos estudiantes amigos deseables? Evidencia para la selecci?n de amistad entre estudiantes de educaci?n primaria // Estudios de Psicolog?a. 2015. Vol. 36. No. 2. P. 496–508. DOI: https://doi.org/10.1080/02109395.2015.1028729
  • 27. Palacios D., Dijkstra J.K., Villalobos C., Trevi?o E., Berger C., Huisman M., Veenstra R. Classroom ability composition and the role of academic performance and school misconduct in the formation of academic and friendship networks // Journal of school psychology. 2019. Vol. 74. С. 58–73. DOI: 10.1016/j.jsp.2019.05.006
  • 28. Prell C. Social network analysis: History, theory and methodology. London: Sage, 2012. 263 p.
  • 29. Raabe I.J., Boda Z., Stadtfeld C. The social pipeline: How friend influence and peer exposure widen the STEM gender gap // Sociology of Education. 2019. Vol. 92. No. 2. P. 105–123. DOI: 10.1177/0038040718824095
  • 30. Rambaran J.A., Hopmeyer A., Schwartz D., Steglich C., Badaly D., Veenstra R. Academic functioning and peer influences: A short?term longitudinal study of network–behavior dynamics in middle adolescence // Child development. 2017. Vol. 88. No. 2. P. 523–543. DOI: 10.1111/cdev.12611
  • 31. Rimfeld K., Malanchini M., Krapohl E., Hannigan L.J., Dale P.S., Plomin R. The stability of educational achievement across school years is largely explained by genetic factors // NPJ science of learning. 2018. Vol. 3. No. 1. P. 1–10. DOI: 10.1038/s41539-018-0030-0
  • 32. Ripley R., Snijders T.A.B., Boda Z., Andr?as V?r?s A, Preciado P. Manual for RSiena. 2021. 275 p. Accessed 17.08.2021. URL: https://www.stats.ox.ac.uk/~snijders/siena/RSiena_Manual.pdf
  • 33. Robins G. A tutorial on methods for the modeling and analysis of social network data // Journal of Mathematical Psychology. 2013. Vol. 57. No. 6. P. 261–274.
  • 34. Robins G. An introduction to exponential random graph (p*) models for social networks // Social networks. 2007. Vol. 29. No. 2. P. 173–191. DOI: 10.1016/j.socnet.2006.08.002
  • 35. Sacerdote B. Peer effects with random assignment: Results for Dartmouth roommates // The Quarterly journal of economics. 2001. Vol. 116. No. 2. P. 681–704. DOI: 10.1162/00335530151144131
  • 36. Shin H., Ryan A.M. Early adolescent friendships and academic adjustment: Examining selection and influence processes with longitudinal social network analysis // Developmental psychology. 2014. Vol. 50. No. 11. P. 2462–2472. DOI:10.1037/a003792
  • 37. Smirnov I., Thurner S. Formation of homophily in academic performance: Students change their friends rather than performance // PloS one. 2017. Vol. 12. No. 8. P. e0183473. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0183473
  • 38. Snijders T.A.B., Van de Bunt G.G., Steglich C.E.G. Introduction to stochastic actor-based models for network dynamics // Social networks. 2010. Vol. 32. No. 1. P. 44–60. DOI: 10.1016/j.socnet.2009.02.004
  • 39. Stark T. H., Leszczensky L., Pink S. Are there differences in ethnic majority and minority adolescents’ friendships preferences and social influence with regard to their academic achievement? // Zeitschrift f?r Erziehungswissenschaft. 2017. Vol. 20. No. 3. P. 475–498. DOI: 10.1007/s11618-017-0766-y
  • 40. Vaquero L.M., Cebrian M. The rich club phenomenon in the classroom // Scientific reports. 2013. Vol. 3. No. 1. P. 1–8.
  • 41. Wang M.T., Kiuru N., Degol J.L., Salmela-Aro K. Friends, academic achievement, and school engagement during adolescence: A social network approach to peer influence and selection effects // Learning and Instruction. 2018. No. 58. P. 148–160. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2018.06.003
  • 42. Wasserman S., et al. Social network analysis: Methods and applications. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 825 p.
  • 43. Wu C.I., Yang H.H. Homophily Effect of Academic Achievement on Adolescent Friendship Network Evolution // MATEC Web of Conferences. EDP Sciences. 2016. No. 71. P. 03004. DOI: 10.1051/matecconf/20167103004
  • 44. Zimmerman D.J. Peer effects in academic outcomes: Evidence from a natural experiment // Review of Economics and statistics. 2003. Vol. 85. No. 1. P. 9–23. DOI: 10.1162/003465303762687677

Сведения об авторах


Докука Софья Владимировна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
кандидат социологических наук, научный сотрудник, Лаборатория вычислительных социальных наук, Институт образования

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 3.
>> Архив журнала