
Журнал: Социологическая наука и социальная практика
Атанасова А. А., Мозговая А. В.
Личностные особенности и социальное самочувствие предпринимателей как ресурс адаптации к изменениям
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.3.8438
Атанасова Анна Атанасовна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Мозговая Алла Викторовна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Полный текст

Ссылка при цитировании:
Атанасова А. А., Мозговая А. В. Личностные особенности и социальное самочувствие предпринимателей как ресурс адаптации к изменениям // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 3. С. 134-147.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.3.8438
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.3.8438
Рубрика:
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАннотация:
Методологической основой исследования выступает социологический подход, рассматривающий предпринимательство как социально значимую деятельность, а предпринимателя как субъекта этой деятельности. Авторы соотносят анализ данных общероссийского выборочного мониторингового исследования с пониманием связи направленности и характера адаптации с личностными особенностями адаптантов. Объектом непосредственного изучения выступают респонденты целевой совокупности, основным критерием для формирования которой была самоидентификация респондента, самоопределение, соотнесение себя со статусом предпринимателя. Целью исследования были анализ и оценка ряда специфических для предпринимателя личностных свойств с точки зрения их ресурсности для продуктивной адаптации к ускоряющимся темпам изменения условий повседневной и социальной жизнедеятельности. Инструментарий мониторингового исследования содержал вопросы, позволяющие получить представление о наличии у исследуемого контингента респондентов тех или иных установок и личностных качеств, отличающих предпринимателей как активных социальных деятелей. Показатели группировались по нескольким блокам: социально-демографические характеристики респондентов, отраслевой профиль и особенности предприятий; личностные особенности предпринимателей; социальная самоидентификация и социальное самочувствие предпринимателей. Анализ показал, что мощным ресурсом адаптации к постоянным изменениям среды для предпринимателей выступают его личностные качества: субъективная ценность свободы действий и решений, направленность на самореализацию, личностный рост и развитие, ответственность и установка на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Высокая самооценка профессионализма также является значимым ресурсом адаптации к неопределённости, трансформациям, изменениям и рискам, формирующимся в ходе развития этих процессов. Социальное самочувствие предпринимателей неудовлетворительное по ряду важнейших показателей, что в значительной степени снижает их адаптационный потенциал. В частности, материальный достаток, статус (уважение) в обществе, правовая защита и безопасность, уверенность в стабильности занятости и благосостояния оцениваются предпринимателями низко.Литература:
- 1. Голенкова З. Т. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. 2006. № 11 (271). С. 29–37.
- 2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. Единиц : [В 2 т.] / Т. Ф. Ефремова. М. : Русский язык, 2000.
- 3. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т. И. Заславская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1995. № 1. С. 17–32.
- 4. Козырева П. М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже ХХ-ХХI веков / П. М. Козырева. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2004. 320 с.
- 5. Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. Новосибирск : Наука, 2005. 424 с.
- 6. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов : Изд-во Сарат. Ун-та. 2000. 257 с.
- 7. Мозговая А. В. Идентификация, оценка и адаптация к риску в условиях неопределённости / А. В. Мозговая // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7, № 4 (28). С. 151–165. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6808.
- 8. Мозговая А. В. Стратегии адаптации к различным типам рисков / А. В. Мозговая // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3 (31). С. 32–46. DOI: 10.19181/ snsp.2020.8.3.7485.
- 9. Радаев В. В. Экономическая социология / В. В. Радаев. М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 602 с.
- 10. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М. : Издательская группа ИНФРА-М–НОРМА, 1998. 488 с.
- 11. Толковый словарь русского языка : Ок. 2000 словар. ст., свыше 12000 значений / Д. Н. Ахапкин [и др.] ; Под ред. Д. В. Дмитриева. М. : Астрель, 2003. 989 с.
- 12. Entrepreneurship // Cambridge dictionary : [сайт]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0 %B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/entrepreneurship?q=ENTREPRENEURSHIP (дата обращения: 07.02.2021).
- 13. Entrepreneurship // Oxford dictionary : [сайт]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/entrepreneurship
- :~:text=%2F%CB%8C%C9%92ntr%C9%99pr%C9%99%CB%88n%C9%9C%CB%90%CA%83%C9%AAp%2F,and%20promote%20 business%20and%20investment (дата обращения: 07.02.2021).
- 14. Peneder M. The meaning of entrepreneurship: a modular concept // WIFO Working papers. № 335. Austrian Institute of Economic Research (WIFO), Vienna. 2009. P. 1–32. URL: https://www. econstor.eu/bitstream/10419/128875/1/wp_335.pdf (дата обращения: 21.02.2021).
- 15. Reynolds P. D. Sociology and Entrepreneurship: Concepts and Contributions / P. D. Reynolds // Entrepreneurship Theory and Practice. 1992. pp. 47–66. DOI: https://doi.org/10.1177/10 4225879201600205. URL: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/104225879201600205 (дата обращения: 21.02.2021).
Сведения об авторах
Атанасова Анна Атанасовна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
младший научный сотрудник
Мозговая Алла Викторовна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник