Журнал: Социологический журнал

Василькова В. В., Легостаева Н. И.
Боты на публичных аренах социальных сетей

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8647

Василькова Валерия Валентиновна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Легостаева Наталья Игоревна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Василькова В. В., Легостаева Н. И. Боты на публичных аренах социальных сетей // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 4. С. 99-117.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8647

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ

Аннотация:

В изучении социальных ботов одним из наиболее актуальных трендов является переход от технологически-центрированного их понимания как угрозы информационной и компьютерной безопасности к более широкому — социально-центрированному пониманию ботов как нового инструмента информационного влияния различных социальных субъектов в социальных онлайн-сетях, что представляет особый интерес для современной социологии. В качестве одного из таких субъектов авторы рассматривают группу гражданских активистов, использующих бот-технологию для конструирования и решения проблемы обманутых дольщиков. Новизна статьи заключается в интерпретации деятельности данной группы в контексте концепции публичных арен. Рассматриваемый ботнет «Обманутые дольщики “ЛенСпецСтроя”» был выявлен по комплексной авторской методике, объединяющей метод частотного анализа размещаемых сообщений, профайлинг ботаккаунтов, включающий статичный и поведенческий анализ данных профиля пользователя, статистический анализ текстов, анализ структурной организации бот-сети, контента его публикаций, а также анализ всплесков сетевой публикационной активности. В результате анализа всплесков публикационной активности и контента публикаций ботнета было показано, как при помощи бот-технологии были реализованы эффективные приемы конструирования и поддержания социальной проблемы обманутых дольщиков: расширение пропускной способности публичной арены, реализация (создание) драматургической новизны и эмоциональной насыщенности дискурса проблемы, учет организационной специфики публичной арены, распространение интереса к проблеме на другие (смежные и не менее значимые) публичные арены (СМИ, законодательную и исполнительную власть, политические партии).

Литература:

  • 1. Алымов А.С., Баранюк В.В., Смирнов О.С. Детектирование бот-программ, имитирующих поведение людей в социальной сети «ВKонтакте» // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 8. С. 55–59.
  • 2. Василькова В.В., Легостаева Н.И., Радушевский В.Б. Социальные боты как инструмент развития гражданского участия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 19–42. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.02
  • 3. Василькова В.В., Легостаева Н.И., Радушевский В.Б. Тематический ландшафт бот-пространства социальной сети «ВКонтакте» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 22 (4). С. 202–245. DOI: 10.31119/jssa.2019.22.4.8
  • 4. Василькова В.В., Трекин П.А. Компьютерная пропаганда: структурные характеристики и векторы исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 1. С. 68–83. DOI: 10.21638/ spbu12.2020.105
  • 5. Верминенко Ю.В. Применение метода экспертного опроса в диагностике конструирования социальных проблем в дискурсе власти: на примере проблем наркотизации и алкоголизации в российском обществе // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 1. С. 60–65.
  • 6. Гольбрайх В.Б. Экологический конфликт в российской прессе: публичные арены, акторы, конструирование проблем // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). С. 51–61.
  • 7. Катасев А.С., Катасева Д.В., Кирпичников А.П., Евсеева А.О. Нейросетевая модель идентификации ботов в социальных сетях // Вестник Технологического университета. 2015. Т. 18. № 16. С. 253–256.
  • 8. Федотова В.Г. Академическая и (или) постакадемическая наука? // Вопросы философии. 2014. № 8. С. 44–53.
  • 9. Хилгартнер С., Боск Ч. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 73–94.
  • 10. Щебланова В.В. Социальное конструирование проблем терроризма // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2012. № 2 (26). С. 103–107.
  • 11. Bessi A., Ferrara E. Social Bots Distort the 2016 US Presidential Election Online Discussion // First Monday. 2016. Vol. 21. No. 11. P. 1–14. DOI: 10.5210/fm.v21i11.7090
  • 12. Boshmaf Y., Muslukhov I., Beznosov K., Ripeanu M. The socialbot network: when bots socialize for fame and money // Proceedings of the 27th Annual Computer Security Applications Conference. 2011. P. 93–102. DOI: 10.1145/2076732.2076746
  • 13. Boykoff M.T., Boykoff J.M. Climate change and journalistic norms: A case-study of US mass-media coverage // Geoforum. 2007. Vol. 38. No. 6. P. 1190–1204. DOI: 10.1016/j.geoforum.2007.01.008
  • 14. Chu Z., Gianvecchio S., Wang H., Jajodia S. Who is tweeting on Twitter: human, bot, or cyborg? // Proceedings of the 26th annual computer security applications conference, 2010. P. 21–30. DOI: 10.1145/1920261.1920265
  • 15. Fiss P.C., Hirsch P.M. The discourse of globalization: Framing and sensemaking of an emerging concept // American Sociological Review. 2005. Vol. 70. No. 1. P. 29–52. DOI: 10.1177/000312240507000103
  • 16. Ford H., Puschmann C., Dubois D. Keeping Ottawa Honest — One Tweet at a Time? Politicians, journalists, Wikipedians and their Twitter bots // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4891–4914.
  • 17. Gorwa R., Guilbeault D. Unpacking the Social Media Bot: A Typology to Guide Research and Policy // Policy & Internet. 2018. Vol. 12. No. 2. Р. 225–248. DOI: 10.1002/poi3.184
  • 18. Graham T., Ackland R. Do Socialbots Dream of Popping the Filter Bubble? The Role of Socialbots in Promoting Deliberative Democracy in Social Media. Socialbots and their friends. New York: Routledge, 2017. — 20 p.
  • 19. Grimme C., Preuss M., Adam L., Trautmann H. Social bots: Human-like by means of human control? // Big Data. 2017. Vol. 5. No. 4. Р. 279–293. DOI: 10.1089/big.2017.0044
  • 20. Andrews K.T., Neal C. Making the news: Movement organizations, media attention, and the public agenda // American Sociological Review. 2010. Vol. 75. No. 6. P. 841–866. DOI: 10.1177/0003122410386689
  • 21. Macnaghten P., Davies S.R., Kearnes M. Understanding public responses to emerging technologies: a narrative approach // Journal of Environmental Policy & Planning. 2019. Vol. 21. No. 5. P. 504–518. DOI: 10.1080/1523908X.2015.1053110
  • 22. Maratea R.J. The e-Rise and Fall of Social Problems: The Blogosphere as a Public Arena // Social Problems. 2008. Vol. 55. No. 1. P. 139–160. DOI: 10.1525/sp.2008.55.1.139
  • 23. Nisbet M.C. Framing, the media, and risk communication in policy debates // Sage handbook of risk communication. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2014. Р. 216–227. DOI: 10.4135/9781483387918.n25
  • 24. Savage S., Monroy-Hernandez A., Hollerer T. Botivist: Calling volunteers to action using online bots // Proceedings of the 19th ACM Conference on Computer Supported Cooperative Work & Social Computing. 2016. P. 813–822. DOI: 10.1145/2818048.2819985
  • 25. Stieglitz S., Brachten F., Ross B., Jung A.-K. Do Social Bots Dream of Electric Sheep? A Categorisation of Social Media Bot Accounts // Australasian Conference on Information Systems. Hobart, Australia. 2017 P. 1–11.
  • 26. Vel?zquez E., Yazdani M., Su?rez-Serrato P. Socialbots supporting human rights // AIES ‘18 Proceedings of the 2018 AAAI/ACM Conference on AI, Ethics, and Society? 2018. P. 290–296. Accessed 05.12.2021. arXiv:1710.11346 [cs.CY] DOI: 10.1145/3278721.3278734
  • 27. Williams J. The Phenomenology of Global Warming: The Role of Proposed Solutions as Competitive Factors in the Public Arenas of Discourse // Human Ecology Review. 2000. Vol. 7. No. 2. P. 63–72.
  • 28. Woolley S.C., Howard P.N. (ed.) Computational propaganda: political parties, politicians, and political manipulation on social media. Oxford: Oxford University Press, 2018. — 263 p. DOI: 10.1093/oso/9780190931407.001.0001

Сведения об авторах


Василькова Валерия Валентиновна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
доктор философских наук, профессор, кафедра социологии культуры и коммуникации

Легостаева Наталья Игоревна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория изучения социально-экономических и политических процессов современного общества

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: