Журнал: Народонаселение

Воеводина Е. В., Тюриков А. Г.
Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования

DOI: https://doi.org/10.19181/population.2021.24.4.11

Воеводина Екатерина Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Тюриков Александр Георгиевич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Воеводина Е. В., Тюриков А. Г. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования // Народонаселение. 2021. Том. 24. № 4. С. 134-146.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2021.24.4.11

Рубрика:

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации в 2019 году.

Аннотация:

Интерес к проблеме социокультурной адаптации иностранных обучающихся возрастает в связи с интенсификацией процессов интернационализации образования, глобальной конкуренции университетов, повышения внимания к экспорту образовательных услуг. Цель исследования заключается в анализе видов и причин возникновения социокультурных барьеров в адаптации иностранных обучающихся в условиях высшего образования в России; разработке рекомендаций по их снижению. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает ABC-модель культурного шока, феноменологический подход к анализу межкультурных коммуникаций (МКК) в глобальном мире. Социокультурные барьеры адаптации рассматриваются через проблему дефицита ресурсов МКК, усиливающих проявления культурного шока, прежде всего — социальной перцепции. На основе синтеза исследований российских и зарубежных авторов раскрыты причины формирования дефицитов лингвистической, паралингвистической, когнитивной и поведенческой компетентности, необходимых для успешной социокультурной адаптации иностранных студентов. В качестве первичных материалов выступают результаты мониторинга «Оценка качества образования в Финансовом университете», проведённого методом фокус-групп (3 группы 22 иностранных обучающихся) в Финансовом университете при Правительстве РФ в 2020/21 учебном году. В качестве частной социальной технологии, направленной на оптимизацию социокультурной адаптации иностранных обучающихся в сфере образования, предлагается телеколлаборация. В заключении приведены общие принципы организации телеколлаборации (работа в малых группах, совместная рефлексия, стимулирование активности участников и др.). Выводы и рекомендации, представленные в статье, могут быть использованы в сфере образования детей и взрослых, в том числе дополнительного, а также инклюзивного образования (обучающихся, имеющих инвалидность, из числа мигрантов и др.), в целях снижения социокультурных барьеров в процессе адаптации.

Литература:

  • 1. Глобальная конкурентоспособность российского образования. 2017 / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. — Москва: НИУ ВШЭ, 2017. — 112 с. ISSN 2500-0608.
  • 2. Миронова, С.В. Экспорт высшего образования в России: обзор теоретических подходов и практических решений / С. В. Миронова, Н. С. Тимченко // Социодинамика. — 2020. — № 11. — С. 65-80. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.11.33940.
  • 3. Zhou, Yu. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education / Yu. Zhou, K. Topping, J. Todman // Studies in Higher Education. — 2008. — № 33 (1). — 63-75. DOI: 10.1080/03075070701794833.
  • 4. Вызов-ответ: межкультурные коммуникации в глобальном мире / под ред. А. Г. Тюрикова. — Москва: Инфра-М, 2020. — 203 с. ISBN 978-5-16-016693-3.
  • 5. Клюшникова, Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России / Е. В. Клюшникова // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. — 2018. — № 1.— С. 133-140.
  • 6. Воеводина, Е.В. Роль субъекта в процессе социальной адаптации (на примере лиц с ограничениями жизнедеятельности) / Е. В. Воеводина // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — № 4(23). — С. 170-176.
  • 7. Newsome, L. International Students. Cultural and Social Experiences in a British University: «Such a hard life [it] is here» / L. Newsome, P. Cooper // Journal of International Students SSN. — 2006. — № 6(1). — Р. 195-215.
  • 8. Айналиева, А.Р. Иностранный студент в системе российского высшего образования / А. Р. Айналиева // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 6(61). — С. 9-11.
  • 9. Жуковска, А.А. Трудности, с которыми сталкивается студент-иностранец во время обучения на первом курсе российского вуза на русском языке / А. А. Жуковска // Проблемы современного образования. — 2020. — № 1. — С. 205-211.
  • 10. Дрожжина, Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии / Д. С. Дрожжина // Universitas. — 2013. — № 3(1). — С. 33-47.
  • 11. Готлиб, Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р. А. Готлиб // Социологические исследования. — 2009. — № 2. — C. 122-127.
  • 12. Цурикова, Л.В. Адекватность дискурса: анализ стратегий дискурсивного поведения на родном и иностранном языке / Л. В. Цурикова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002. — № 2. — С. 14-25.
  • 13. Сабаненко, Е. И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция / Е. И. Сабаненко // Молодой учёный. — 2014. — № 21. — С. 816-819.
  • 14. Абдулаева, М. И. Проксемика как фактор национального коммуникативного поведения / М. И. Абдулаева // Философские науки. КАНТ. — 2020. — № 2(35). — С. 92-95.
  • 15. Гончарова, Н.В. Отношение к иностранным студентам в вузе: некоторые аспекты межэтнического взаимодействия / Н. В. Гончарова // Сибирский научный вестник. — 2015. — № 4(22). — С. 165-170.
  • 16. Ward, С. The measurement of sociocultural adaptation / С. Ward, А. Kennedy // International Journal of Intercultural Relations. — 1999. — № 4(23). — Р. 659-677.
  • 17. Belz, J. A. Intercultural Questioning, Discovery and Tension in Internet-mediated Language Learning Partnerships / J. A. Belz// Language and Intercultural Communication. — 2005. — No. 5(1). — Р. 3-39.
  • 18. Grazzi, E. ELF and Intercultural Telecollaboration: A Case Study / E. Grazzi, S. Maranzana // Intercultural Communication. New Perspectives From Elf. — 2013. — Р. 109-133. — URL: https://www.academia.edu/34663201/ELF_and_Intercultural_Telecollaboration_a_Case_Study_Grazzi_Maranzana_2016 (дата обращения: 28.08.2021).
  • 19. Мрдуляш, П.Б. Организация и ведение стратегических сессий / П. Б. Мрдуляш // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — № 23(4). — С. 132-141. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.034.

Сведения об авторах


Воеводина Екатерина Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
к.соц.н., доцент, доцент Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Тюриков Александр Георгиевич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
д.соц.н., проф., руководитель Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 24. № 4.
>> Архив журнала