Журнал: Гуманитарий Юга России
Захарова В. А.
Роль семьи в формировании и развитии экологического поведения молодежи
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.6.12
Захарова Вера Александровна
Крымский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Симферополь, Россия
Полный текст
Открыть текстСсылка при цитировании:
Захарова В. А. Роль семьи в формировании и развитии экологического поведения молодежи // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 10. № 6. С. 157-165.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.6.12
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.6.12
Рубрика:
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИАннотация:
Цель исследования статьи ? оценка роли института семьи в формировании и развитии экологического поведения молодежи. Методологию исследования составила контекстуальная теория П. Стерна, согласно которой экологическое поведение личности – это результат влияния индивидуально-личностных характеристик (внутренние факторы) и контекстуальных (внешние) факторов, не зависящих от личных убеждений и установок, но оказывающих в той или иной степени влияние на формирование экологического поведения (информационное пространство, инфраструктурные возможности, социально-экономические и политические факторы). Экологическое поведение молодежи в границах предложенной методологической схемы представлено в виде составляющих его структурных элементов – экологической культуры и экологических практик. В своей совокупности данные элементы характеризуют сложный формат факторов-детерминант экологического поведения молодежи, возникающих на пересечении факторов внешней (объективно заданной) и внутренней (субъективно заданной) среды. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, проведенного автором статьи в 2021 г. (метод сбора информации – фокус-группа). Результаты исследования. На основе анализа информации, полученной в ходе проведения фокус-группового исследования, определено отношение молодежи Южного федерального округа к институту семьи как агенту экологической социализации, выявлены основные направления воздействия семьи на формирование и развитие экологического поведения молодежи, а также факторы, препятствующие или ослабляющие такое влияние. Перспективы исследования. Данные, полученные в ходе исследования, будут использованы для дальнейшего изучения возможностей влияния семьи на формирование экологического поведения, а также путей его оптимизации.Ключевые слова:
молодежь; семья; социализация; экологическая культура; экологическое поведение; экологические практики; Южный федеральный округЛитература:
- Аутлева А. Н. Экологическое образование и воспитание в системе экологической социализации личности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 2. С. 93–99.
- Верещагина А. В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России. Ростов н/Д.: Издво ЮФУ, 2009. 264 с.
- Гусейнов О. М., Гусейнова Ж. О. Семья как агент экологического воспитания в условиях кризиса экологической культуры российского общества // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. Вып. 5. С. 218–224.
- Ковалева А. И. Методологические проблемы исследования социализации // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 2. С. 19–24.
- Ковалева И.А. Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 348–353.
- Луков В. А. Тезаурусная концепция социализации // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2 : Социальная структура, социальные институты и процессы. М., 2002. С. 8–19.
- Мингалеева М. Т., Хусаинов З. А. Роль семейного воспитания в формировании экологической культуры учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// science-education.ru/ru /article/view?id=15456.
Сведения об авторах
Захарова Вера Александровна
Крымский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Симферополь, Россия
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник