Журнал: Социологический журналВласова О. А.Методологии Memory Studies и социологии философий в исследованиях истории философии и науки DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.1.8836. EDN: LYLFYN Власова Ольга Александровна Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Власова О. А. Методологии Memory Studies и социологии философий в исследованиях истории философии и науки // Социологический журнал. 2022. Том. 28. № 1. С. 24-39.DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.1.8836. EDN: LYLFYNРубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯВыражение признательностиРабота выполнена при поддержке РФФИ (проект № 20?011?00616 «Самосознание истории философии в междисциплинарном контексте практик памяти»).Аннотация: В то время как увлечение Memory Studies уже давно охватило исследования культурных традиций и социальных групп, область науки (научных традиций) говорит о своих проблемах на языке истории, философии и социологии науки. Это происходит несмотря на возможную продуктивность Memory Studies для этого проблемного поля. Настоящая работа сводит Memory Studies и социологию философий Р. Коллинза, показывая новую стратегию проблематизации на материале истории философии. Memory Studies и социология философий представляются как два взаимодополняющих подхода, имеющих междисциплинарные перспективы для осмысления методологических проблем гуманитарных наук в целом и философии в частности. Анализируются основания подходов, проводится сравнительный анализ концептуального аппарата, рассматриваются примеры экспликации социологического инструментария на поле актуальных философских дискуссий. Как работает с прошлым философия, как диалектика «прошлое – настоящее» развертывается в сообществе философов, как силовые линии этого поля определяются его мнемоническими практиками? Как выбираются «священные тексты» в академических сообществах, какова роль мнемонических практик в связи поколений? И главное, какие практики противостояния или принятия фигур прошлого циркулируют в академическом сообществе? Все эти вопросы анализируются в работе как с опорой на концепции Memory Studies и социологии философий Р. Коллинза, так и с привлечением широкого спектра идей его критиков, а также методологических историко-философских трудов. Предложенный подход позволяет произвести экспансию Memory Studies и социологии философий на область истории философии и заложить основания для подобных исследований в истории, социологии и философии науки.Ключевые слова: социология философий; история философии; Memory Studies; мнемонические практики; памятьЛитература:1. Брейе Э. Как я понимаю историю философии // Философия Плотина / Пер. А.С. Гагонина. СПб.: Владимир Даль, 2012. С. 277?288.2. Бурмистров С.Л. Философская компаративистика и история философии // Хора. Журнал современной зарубежной философии. 2008. № 1. С. 5?17.3. Варбург А. Великое переселение образов: исследование по истории и психологии возрождения античности / Пер. Е. Козиной, Н. Булаховой, Д. Захаровой. СПб.: Азбука-классика, 2008. — 381 с.4. Васильев А.Г. Воплощенная память: Коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюркгейма // Социологическое обозрение. 2014. № 2. С. 141?167.5. Габриэль М. Нацист из засады // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 166?169.6. Интервью с профессором Рэндаллом Коллинзом // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 10?26.7. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. Н.С. Розов и Ю.Б. Вертгейм. Новосибирск: Сибирский хронограф. 2002. — 1280 с.8. Куренной В. Почему мы возвращаемся к институтам? // Логос. 2020. № 6. С. 1?22. DOI: 10.22394/0869-5377-2020-6-1-189. Литман А.Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985. — 400 с. 10. Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М.: Восточная литература РАН, 1996. — 248 с.11. Лотман Ю.М. Память культуры // Семиосфера. Статьи, исследования, заметки. СПб.: Искусство-СПб., 2010. С. 614–621.12. Малинкин А.Н. Социология и философия: Нераздельны и неслиянны. Рождение марксистской социологии из духа большевизма // Социологический журнал. 2020. № 3. С. 148?171; № 4. С. 137?169. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.3.739913. Мальцева Д.В., Романовский Н.В. О современных сетевых теориях в социологии // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 28?37.14. Мотрошилова Н.В. «Черные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 131?162.15. Попкова Н.В. «Социология философий» Р. Коллинза и необходимость «социологического взросления» философии // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 215?222.16. Попкова Н.В. Социология философии: трудности развития // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 133?142. DOI: 10.31857/ S013216250006228-317. Розов Н.С. «Социология философий» Рэндалла Коллинза — новый этап самосознания интеллектуалов в мировой истории // Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. Н.С. Розов и Ю.Б. Вертгейм. Новосибирск: Сибирский хронограф. 2002. С. 7?31.18. Романовский Н.В. Новое в социологии — бум памяти // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 13?23.19. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 3?6.20. Хайдеггер М. Размышления II–VI (Черные тетради 1931–1938) / Пер. с нем. А.Б. Григорьева. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. — 584 с.21. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / [Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкин]. М.: Новое издательство, 2007. — 348 с.22. Чубаров И.М. Академическая коммуникация в научных сообществах России и Германии: форматы, нормы и ограничения // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 44?48. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-4-44-4823. Шмерлина И.А. «Интерсубъективность»: становление социально-феноменологического понятия // Социологический журнал. 2021. № 3. С. 35?59. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.842324. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.25. Bevernage B. History, Memory, and State-Sponsored Violence: Time and Justice. N.Y. & L.: Routledge, 2012. — 250 p. DOI: 10.4324/978020380356126. Bunge M. Philosophy from the Outside // Philosophy of the Social Sciences. 2000. No. 2. Р. 227?245. DOI: 10.1177/00483931000300020427. Burke P. Varieties of Cultural History. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1997. — 256 p.28. Jarvie I.C. The Philosophical Deficit in Randall Collins’s The Sociology of Philosophies // Philosophy of the Social Sciences. 2004. No. 2. Р. 274?283.29. Megill A. History, Memory, Identity // History of The Human Sciences. 1998. No. 3. P. 37?62. DOI: 10.1177/09526951980110030330. Munz P. The Poverty of Randall Collins’s Formal Sociology of Philosophy // Philosophy of the Social Sciences. 2000. No. 2. Р. 207?226. DOI: 10.1177/00483931000300020331. Olick J., Robbins J. Social Memory Studies. From “Collective Memory” to the Historical Sociology of Mnemonic Practices // Annual Review of Sociology. Vol. 24. P. 105–140. DOI: 10.1146/annurev.soc.24.1.10532. Runia E. Presence // History and Theory. 2006. No. 1. P. 1–29. DOI: 10.1111/j.1468-2303.2006.00346.x33. Tamm M. Introduction: Afterlife of Events: Perspectives on Mnemohistory // Afterlife of Events: Perspectives on Mnemohistory / Ed. by M. Tamm. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan, 2015. P. 1?23. DOI: 10.1057/9781137470188_134. Zweerde E., van der. Soviet historiography of philosophy: istoriko-filosofskaja nauka. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1997. — 291 p. DOI: 10.1007/97894-015-8943-7Сведения об авторахВласова Ольга Александровна Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россиядоктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории философии, Институт философииСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2022. Том. 28. № 1. >> Архив журнала