Журнал: ДЕМИС. Демографические исследования

Альманова Б., Деловарова Л.
Образовательная эмиграция казахстанской молодежи во время пандемии COVID-19: социальные последствия и проблемы

DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.2.3. EDN: IUJMJC

Альманова Бибиназ
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
Деловарова Лейла
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Альманова Б., Деловарова Л. Образовательная эмиграция казахстанской молодежи во время пандемии COVID-19: социальные последствия и проблемы // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Том. 2. № 2. С. 31-42.
DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.2.3. EDN: IUJMJC

Рубрика:

Демография и COVID-19

Аннотация:

Статья посвящена анализу образовательной эмиграции казахстанской молодежи во время пандемии COVID-19. Международная образовательная миграция – это современная глобальная тенденция, которая из года в год привлекает сотни казахстанской молодежи к миграции в поисках высшего образования. В истории миграционных исследований миграция студентов всегда была центральной темой для обсуждения в соответствии со статистикой национальных и международных отчетов. В условиях глобализации молодые люди с большим энтузиазмом относятся к обучению за рубежом. Однако вспышка пандемии COVID-19 также вызвала серьезные проблемы с образовательной мобильностью студентов из Казахстана. Между тем, существуют ключевые проблемы, связанные с тем, чтобы молодые люди заботились о своем здоровье, соблюдая правила изоляции, а соблюдение социальной дистанции создало еще один социальный эффект. Поскольку международное движение из страны прекратилось, стратегический подход к тому, как продолжить процесс поступления студентов на образовательные программы, сократился, в некоторых случаях подача заявок откладывалась на год или два. Следовательно, это вызвало изменения в мотивации и эмоциональных ожиданиях будущих студентов-мигрантов. Оценивая современную динамику студенческой эмиграции, правительству Казахстана необходимо разработать концепции регулирования оттока. В свою очередь, пандемия дала такую альтернативу, как онлайн-образование, которое, возможно, частично охватило цели эмигрантов, получающих образование за рубежом.

Литература:

  • 1. Gribble C. Policy Options for Managing International Student Migration: The Sending Country’s Perspective. Journal of Higher Education Policy and Management. 2008. Vol. 30. No. 1. Pp. 25–39. DOI: https://doi.org/10.1080/13600800701457830.
  • 2. Collins L. F. Researching Mobility and Emplacement: Examining Transience and Transnationality in International Student Lives. Area. 2012. Vol. 44. No. 3. Pp. 296–304. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-4762.2012.01112.x.
  • 3. Dustmann C., Fadlon I., Weiss Y. Return Migration, Human Capital Accumulation and the Brain Drain. Journal of Development Economics. 2011. Vol. 95. No. 1. Pp. 58–67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2010.04.006.
  • 4. Bijwaard G. E., Wang Q. Return Migration of Foreign Students. European Journal of Population. 2016. Vol. 32. No. 1. Pp. 31–54. DOI: https://doi.org/10.1007/s10680-015-9360-2.
  • 5. Cross-border Tertiary Education: A Way towards Capacity Development. Paris: OECD, 2007. 200 p. ISBN: 9789264038493. URI: http://hdl.handle.net/10986/6865.
  • 6. Baas M. Students of migration: Indian overseas students and the question of permanent residency. People and Place. 2006. Vol. 14. No. 1. P. 9–24.
  • 7. Favell A., Eurostars and Eurocities. Free Movement and Mobility in an Integrating Europe. Hoboken, New Jersey: Blackwell Publishing, 2008. 279 p. ISBN: 978-1-4051-3404-0. DOI: https://doi.org/10.4000/belgeo.8179.
  • 8. Rizvi F. Global Mobility and the Challenges of Educational Research and Policy. Yearbook of the National Society for the Study of Education. Vol. 108. No. 2. Pp. 268–289. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1744-7984.2009.01172.x.
  • 9. Delovarova L. F., Smagulov K. E. Migratsionnyye protsessy v Tsentral’noy Azii v kontekste globalizatsii [Migration processes in Central Asia in the context of globalization]: a study guide. Almaty: Kazakh University, 2019. 130 p. ISBN: 978-601-04-3747-0. (In Russ.)
  • 10. Kazakhstan Advanced Migration Profile 2014–2019. Almaty: International Organization for Migration (IOM) Mission in Kazakhstan – Sub-Regional Coordination Office for Central Asia, 2020. 146 p. ISBN: 978-92-9068-919-5. (In Russ.)
  • 11. Nasimova G., Kaplan C., Smagulov K., Kartashov K. Reasons for and factors in educational migration from Kazakhstan. Central Asia and the Caucasus. 2020. Vol. 21. No. 3. Pp. 137–146. DOI: https://doi.org/10.37178/ca-c.20.3.13.
  • 12. Poletaev D., Rakisheva B. Educational Migration from Kazakhstan to Russia as an Aspect of Strategic Cooperation Within the Customs Union. In: Eurasian Integration Yearbook 2011. Almaty: Eurasian Development Bank, 2011. 352 p. ISBN 978-601-7151-21-8.
  • 13. Jussibaliyeva A. K., Iskakova D. M., Bodaukhan K., Iskakova D. B. Trends of Educational Migration of Youth of Kazakhstan Abroad. In: Molodozh’, nauka, obrazovaniye: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii [Youth, science, education: topical issues, achievements and innovations]: proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. Penza: Science and Education Publishing House, 2021. 272 p. ISBN 978-5-00159-919-7. (In Russ.)
  • 14. Ledeneva, V. Yu., Lomakina O. V., Dzhunusov A. M., Begasilov B. T. Educational Policy of Kazakhstan in the Context of Youth Migration. Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2021. Vol. 30. No. 6. Pp. 156–168. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168 (In Russ.)
  • 15. Mitin D. N. Educational Migration: The Notion, Problems and Ways of Solution. RUDN Journal of Political Science. 2010. No. 3. Pp. 123–133. (In Russ.)
  • 16. Pismennaya E. E., Ryazantsev S. V., Skorobogatova V. I. Inostrannyye obrazovatel’nyye migranty v Rossii i ikh dostup na rynok truda [Foreign educational migrants in Russia and their access to the labor market]. In: Migration Bridges in Eurasia: VII international scientific and practical conference “The role of labor migration in socio-economic and demographic development of sending and receiving countries”, Moscow, Stavropol, October 13–18, 2015 / Russian Academy of Sciences, Institute for Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences, North Caucasian Federal University; ed. by Ryazantseva S. V. Moscow: Ekon-Inform, 2015. 499 p. ISBN: 978-5-9907300-2-1. Pp. 156–163.
  • 17. Koerber A., McMichael L. Qualitative Sampling Methods: A Primer for Technical Communicators. Journal of Business and Technical Communication. 2008. Vol. 22. No. 4. Pp. 454-473. DOI: https://doi.org/10.1177/1050651908320362.
  • 18. UNESCO. Global Education Monitoring Report, 2019: Migration, Displacement and Education – Building Bridges, not Walls. Paris: UNESCO, 2018. 362 p. ISBN: 978-92-3-100283-0.
  • 19. Hurley, P., Hildebrandt, M., Brisbane, R. Student, Interrupted: International Education and the Pandemic. Melbourne: Mitchell Institute, Victoria University, 2021. 25 p. ISBN: 978-1-86272-835-6.
  • 20. Mkwananzi F. Higher Education, Youth and Migration in Contexts of Disadvantage. Cham: Palgrave Macmillan, 2019. 267 p. ISBN: 978-3-030-04453-4. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-04453-4.

Сведения об авторах


Альманова Бибиназ
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
магистр гуманитарных наук, докторант факультета международных отношений

Деловарова Лейла
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
доктор наук, доцент факультета международных отношений

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 2. № 2.
>> Архив журнала