Журнал: Гуманитарий Юга РоссииПечкуров И. В.Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.4. EDN: TYQRPO Печкуров Илья Васильевич Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Ростов-на-Дону, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Печкуров И. В. Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте // Гуманитарий Юга России. 2022. Том. 11. № 2. С. 58-67.DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.4. EDN: TYQRPOРубрика: СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВОАннотация: Целью исследования является феномен демонстративного потребления в современном российском обществе. Методологическую базу исследования составляют конструктивистский подход, феноменологическая дескрипция потребительских практик акторов и социокультурное исследование историко-культурного контекста его формирования. Результаты исследования. В статье рассматривается феномен демонстративного потребления в современном российском обществе, формулируются основные подходы к его изучению в рамках методологической схемы, включающей в себя конструктивистский подход, феноменологическую дескрипцию потребительских практик акторов и социокультурное исследование историко-культурного контекста его формирования. Автор обосновывает исследовательскую эффективность данной методологической схемы, анализирует на ее основе специфику демонстративного потребления как символического языка современной индивидуалистической культуры, исследует в широком историко-культурном контексте социокультурные факторы формирования и распространения демонстративного потребления в современном российском обществе, показывает, что демонстративное потребление являет собой стратегию самоконструирования личной идентичности в редуцированном формате. Перспективы исследования. Демонстративное потребление на массовом уровне представляет собой черту современного постмодернового мира, и его изучение открывает доступ к более глубокому постижению социальной и культурной сущности процессов современности. Ключевые слова: демонстративное потребление; общество потребления; потребительские практики; социальный символизм; культурно-исторические факторы; идеологический вакуум; консюмеризм; конструирование идентичностиЛитература:Баханов А. Г. Двойственная природа престижного потребления: социологический анализ // Социологический альманах. 2013. № 4. С. 248–254.Новак М. В. Идеология консюмеризма в массовой культуре современной России: философско-культурологический анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук. Белгород, 2012. 22 с.Охолина И. Е. Шопинг как вид досуга и проявление культуры массового консюмеризма в постиндустриальную эпоху // Вестник ТГПУ. 2014. № 4 (145). С. 31–34.Черных С. С., Воденко К. В., Коваленко А. М., Чернов И. В. Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации // Гуманитарий Юга России. 2019. № 8. С. 179–189.Шевченко Д. Н. Функции потребления в социокультурной динамике российского общества : автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2009. 26 с.Сведения об авторахПечкуров Илья Васильевич Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Ростов-на-Дону, РоссияКандидат социологических наук, старший научный сотрудникСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2022. Том. 11. № 2. >> Архив журнала