Журнал: Гуманитарий Юга России

Печкуров И. В.
Формирование демонстративного потребления в советский период истории российского общества

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.10. EDN: MEJTMK

Печкуров Илья Васильевич
Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Ростов-на-Дону, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Печкуров И. В. Формирование демонстративного потребления в советский период истории российского общества // Гуманитарий Юга России. 2022. Том. 11. № 4. С. 136-146.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.10. EDN: MEJTMK

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация:

Цель исследования ? анализ предпосылок формирования демонстративного потребления в современном российском обществе, имевших место в советский период его развития. Методологическая база исследования: трансдисциплинарная научная парадигма, ориентированная на преодоление дисциплинарной ограниченности и получение целостного научного знания о сущности демонстративного потребления в российском обществе.   Результаты исследования. Автор прослеживает изменения отношения к потреблению и потребительского поведения населения от дореволюционного периода, когда доминировали ценности и установки, генетически восходящие к аскетическому социокультурному коду, сформированному под влиянием православной религии, до позднесоветского, характеризующегося наличием двойных потребительских стандартов у массового слоя и представителей партийно-советской номенклатуры. Показывая, как в условиях хронического товарного дефицита, в том числе и искусственно создаваемого, формировалась ассоциация между элитными социально-статусными позициями номенклатуры и брендовым потреблением, автор обосновывает укорененность практик демонстративного потребления современных россиян в реалиях советского периода с его двойными стандартами потребления и двойственным отношением к официальной идеологии, пропагандировавшей бытовой аскетизм и трудовой этос на основе переформатированного традиционного социокультурного кода.   Перспективы исследования связаны с дальнейшим исследованием демонстративного потребления в российском обществе, особенно в эпоху глобальных геополитических трансформаций и санкционной политики, влекущих за собой трансформацию потребительского поведения не только в российском обществе, но и во всем мире.  

Ключевые слова:

демонстративное потребление; социокультурный код; аскетизм; двойные потребительские стандарты; партийно-советская номенклатура; идеология; имитация; товарный дефицит

Литература:

  • Баранова А. В. Советское потребительство // Потребление как коммуникация – 2009 : материалы V Междунар. конф., 26–27 июня 2009 г. / под ред. В. И. Ильина, В. В. Козловского. ? СПб.: Интерсоцис, 2009. ? С. 36–39.
  • Брусиловская Л. Б. Культура повседневности в эпоху оттепели (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. ? 2001. ? № 1. ? С. 168–172.
  • Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. ? М.: Логос, 1999. ? 224 с.
  • Давыдов А. П. Социокультурный раскол в современной России: в поисках середины // Личность. Культура. Общество. ? 2021. – Т. XXIII, вып. 1–2 (109–110). ? С. 64–75. – DOI: 10.30936/1606_951X_2021_23_1_2_64_75. EDN: CFQMVV.
  • Ильин А. Н. Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления // Социологическая наука и социальная практика. ? 2016. – Т. 4, № 3. ? С. 38–53. – DOI: 10.19181/snsp.2016.4.3.4577. EDN: WLZUSD.
  • Лебедева Н. Почему выдохлась критика праздного класса? Реалии фактические и дискуссионные // Логос. ? 2019. ? № 1 (128). ? С. 27–51. – DOI: 10.22394/0869-5377-2019-1-27-49. EDN: YYKMXJ.
  • Левада Ю. «Человек советский»: проблема реконструкции исходных форм // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. ? 2001. ? № 2 (52). EDN: GZIQSR.
  • Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. Т. 1 : Теория потребительского поведения и спроса. – СПб.: Экономическая школа, 1999. ? С. 304–325.
  • Мареева С. Неравенство в России в международном контексте: доходы, богатство, возможности / C. Мареева, Е. Слободенюк // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. ? 2018. ? Т. 126, № 1–2. ? С. 30–46. – DOI: 10.24411/2070-5107-2018-00002. EDN: YKKDCX.
  • Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: ACT, 2003. ? 526 с.
  • Опарина Н. А. Множественность факторов демонстративного потребления: эволюция исследований / Н. А. Опарина, Г. С. Цветкова // Современные проблемы науки и образования. ? 2014. ? № 5. ? URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15282 (дата обращения: 15.08.2022). EDN: SZVOUL.
  • Тульчинский Г. Л. Культура в шопе // Нева. ? 2007. ? № 2. ? С. 132–134.
  • Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы, 1986–1989 гг. – СПб.: Наука, 1993. ? 340 с. EDN: RFESJB.

Сведения об авторах


Печкуров Илья Васильевич
Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 11. № 4.
>> Архив журнала