Журнал: Социологический журнал

Яницкий О. Н.
Российский университет, профессура, студенты в 1910 1915 гг.


Яницкий Олег Николаевич
Институт социологии РАН


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Яницкий О. Н. Российский университет, профессура, студенты в 1910 1915 гг. // Социологический журнал. 2007. Том. 0. № 1. С. С. 66-82.

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация:

В начале ХХ века перед российской высшей школой стояли три совершенно разные задачи: учить молодое поколение, информировать его о достижениях российской и мировой науки, обучать студентов, как думать и работать по-научному, и, наконец, перед высшей школой стояла задача просвещения самых широких масс. Кроме того, университеты выполняли крайне актуальную тогда функцию создания системы высшего образования нового типа. Научный и общественный статус российской профессуры; её установка на производство научного знания и его практическое применение; демократизация самой высшей школы; распространение университетских и домашних кружков как средства для получения дополнительных знаний и как площадка для профессиональных дискуссий; «индивидуальный жизненный проект» как средство самодетерминации студента; роль семейных уклада и традиций в процессах становления личности студента; его ответственность перед семьей и одновременно — их высокая  мобильность и самостоятельность; углубленная работа в библиотеках и архивах; типичная модель образа жизни студента и его культурные интересы — таковы основные темы статьи. Данная статья написана на материалах университетских публикаций того времени, а также на базе личного архива автора.

Литература:

  • ? Вернадский В.И. Публицистические статьи / Отв. ред. В.П. Волков: Нау-ка, 1995.
  • ? Вернадский В.И. Дневники. 1926–1934 / Отв. ред. В.П. Волков: Наука, 2001.
  • ? Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М.: Мартис, 1998. [Раздел 2]
  • ? Занков Л.В., Певзнер М.С., Шмидт В.Ф. Трудные дети в школьной ра-боте. Методологическое пособие. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1933. [Главы III, VII и X]
  • ? Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепция. М.: Открытый университет, 1992.
  • ? Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. Введение в социоестественную историю. М.: Московский лицей, 1996.
  • ? Миронов Б.Н.. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX вв.). В 2-х томах. СПб.: Дмитрий Булавин, 1999.
  • ? Сборник статей Студенческого историко-этнографического кружка / Под ред. М.В. Довнар-Запольского. Вып. III. Киев, 1914.
  • ? Юбилейный сборник историко-этнографического кружка при Универси-тете Св. Владимира. Киев: Типография 2-й артели, 1914.
  • ? Яницкий Н.Ф. О статье В.И. Веретенникова о методологических прие-мах при разработке цифрового исторического материала // Сборник статей Студенческого историко-этнографического кружка / Под ред. М.В. Довнар-Запольского. Вып. III. Киев, 1914. С. 24 25.
  • ? Яницкий Н.Ф. Экономический кризис в Новгородской области XVI века (по писцовым книгам). Киев: Типогр. Императорского ун-та Св. Влади-мира, 1915.
  • ? Яницкий Н.Ф. Из воспоминаний о школьных и университетских годах Отто Юльевича Шмидта. Рукопись. 1974. С. 21–22.
  • ? Яницкий О.Н. Семейная хроника. 1852–2002. М.: Изд-во LVS, 2002.
  • ? Яницкий Ф.Ф. и Яницкая Е.Л. Исторический очерк 25-летия земской медицины Лохвицкого уезда Полтавской губернии // Земско-медицинский сборник. Издан Правлением Съезда врачей в память Н.И. Пирогова. Вып. VI. 1893.
  • ? Schmidt V. Die Bedeutung des Brustsaugens und Fingerlutschens fuer die Psychische Entwicklung des Kindes. Imago. 1926. Bd. XII. Heft 2/3.
  • ? Schmidt V. Die Entwicklung des Wisstriebes bei einem Kind. Imago. 1930. Bd. XVI. Heft 2.

Сведения об авторах


Яницкий Олег Николаевич
Институт социологии РАН
доктор философских наук, профессор, зав. сектором

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2007. Том. 0. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: