Журнал: Гуманитарий Юга России

Карпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П.
Феноменология герменевтической практики современного образования

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.8. EDN: GEOUYZ

Карпова Наталия Константиновна
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Мареев Владимир Иванович
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Петрова Нина Петровна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Карпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П. Феноменология герменевтической практики современного образования // Гуманитарий Юга России. 2023. Том. 12. № 1. С. 98-108.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.8. EDN: GEOUYZ

Рубрика:

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация:

Цель исследования: рассмотреть феноменологию герменевтической практики педагогики и современного образования. Методологическую базу исследования составили фундаментальные положения философских основ герменевтики, идеи феноменологического подхода, представление о содержательных характеристиках познавательных процессов, а также сущности понимания в аспекте осмысления концепта «опыт», рассматриваемого фактором субъективизации педагогической реальности. Результаты исследования заключаются в конкретизации определения категории «жизненный мир» в контексте интерпретации; определении герменевтики и феноменологии формами дискурсивных практик в плане обращения к субъекту; осмыслении опыта, определяющего завершенность понимания формой знания; определении базовых идей реализации герменевтического подхода в современной образовательной практике; определении характеристик технологического аспекта феноменологической герменевтической практики; обосновании культурологических ориентиров герменевтической практики педагогики и современного образования метапринципами. Перспективы исследования связаны с разработкой и апробацией интегративного комплекса герменевтических технологий дивинации и опыта социальной реализации личности в бытие культуры.

Литература:

  • 1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: [сб. избр. тр.] / М.М. Бахтин [Прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. ? Москва: Искусство, 1979. ? 423 с. (Из истории советской эстетики и теории искусства).
  • 2. Гуссерль Э. Собрание сочинений / Э. Гуссерль; пер. с нем. В. И. Молчанова; под общ. ред. В. И. Молчанова. ? Москва: РИГ «Логос», 1994. ? 162 с. ? ISBN 5-7333-0487-1.
  • 3. Гуссерль Э. Логические исследования / Э. Гуссерль; пер. с нем. В.И. Молчанова. ? Москва: Акад. проект, 2011. Пролегомены к чистой логике. Т. 1 / пер. с нем. Э. А. Бернштейн; под ред. С. Л. Франка; новая ред. Р. А. Громова. ? 2011. ? 253 с. ? ISBN 978-5-8291-1298-1.
  • 4. Мунье Э. Манифест персонализма / Э. Мунье; [Пер. с фр. И. С. Вдовиной и В. М. Володина]. ? Москва: Респ., 1999. ? 558 с. (Мыслители XX века). ? ISBN 5-250-02694-X.
  • 5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. – Санкт-Петербург: Ювента: Наука, 1999. ? 605 с. ? ISBN 5-02-026807-0.
  • 6. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманит. наук: Пер. с фр. / М. Фуко; Вступ. статья канд. филос. наук Н. С. Автономовой, [с. 5–30]. ? Москва: Прогресс, 1977. ? 488 с.

Сведения об авторах


Карпова Наталия Константиновна
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, руководитель Объединенного центра инновационных образовательных научных исследований и производств

Мареев Владимир Иванович
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, советник ректора по развитию педагогического направления

Петрова Нина Петровна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и профессионально-педагогического образования Академии психологии и педагогики

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 12. № 1.
>> Архив журнала