Журнал: Социологический журнал
Попов Д. С., Шестакова Д. А.
Человеческий капитал в изменчивом кризисном обществе: стратегия социологического анализа
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.3. EDN: FLJPGF
Попов Дмитрий Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Шестакова Дарья Андреевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Полный текст
Открыть текстСсылка при цитировании:
Попов Д. С., Шестакова Д. А. Человеческий капитал в изменчивом кризисном обществе: стратегия социологического анализа // Социологический журнал. 2024. Том. 30. № 1. С. 43-63.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.3. EDN: FLJPGF
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.3. EDN: FLJPGF
Рубрика:
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯАннотация:
Идея человеческого капитала со времен Адама Смита многократно доказала свою важность и необходимость для понимания современной экономики и социальных отношений. Вместе с тем в последние десятилетия теория человеческого капитала, в современном виде сформулированная в США в 1960–1980-х гг., подвергается серьезной критике в научной литературе, в первую очередь за подход к измерению. Данная статья имеет аналитический и обзорно-проблематизирующий характер. В ней проводится критическая ревизия основных подходов к оценке человеческого капитала в современной науке. Обсуждается вопрос специфичности и историчности человеческого капитала, его включенности в социальные структуры. Показано, что новые стратегии измерения человеческого капитала включают не только количественный показатель (число лет, потраченных на получение образования), но и показатель качества знаний и навыков. Такой подход позволяет наблюдать прирост или утрату, деградацию человеческого капитала за пределами конвенционального образовательного трека. Это позволяет говорить о встроенности (embeddedness) человеческого капитала в процессы локализованного социально-исторического развития. Показаны возможности социологизации понятия «человеческий капитал» и преимущества, которые дает такая социологизация. Обсуждается потенциал социологии жизненного пути (life-course sociology) для анализа и понимания человеческого капитала. Предлагается взглянуть на человеческий капитал сквозь призму поколенческого подхода. В обсуждении намечены исследовательские ракурсы для изучения человеческого капитала в предложенной логике.Литература:
- 1. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2023: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 432 с.
- 2. Булина А.О., Мозговая К.А., Пахнин М.А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 2. С. 163–188. DOI: 10.21638/spbu05.2020.201 EDN: ZRXGJD
- 3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. — 383 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023 EDN: DMQCRN
- 4. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. Образование в цифрах — 2021: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 134 с.
- 5. Парсонс Т. О структуре социального действия / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2018. — 435 с.
- 6. Семенова В.В., Черныш М.Ф., Сушко П.Е. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. — 512 с.
- 7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. П.Н. Клюкин. М.: Эксмо, 2016. — 1056 с.
- 8. Вакуленко Е.С. Эффекты периода, возраста и когорты в динамике рождаемости россиян 1990–2021 гг. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 2. С. 258–281. DOI: 10.14515/monitoring.2023.2.2357 EDN: WADHIW
- 9. Гимпельсон В.Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 23. № 2. С. 185–237. DOI: 10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237 EDN: ZXMXET
- 10. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть I // Вопросы экономики. 2013. № 1. С. 27–47. DOI: 10.32609/00428736-2013-1-27-47 EDN: PNOQXD
- 11. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть II // Вопросы экономики. 2013 № 2. С. 24–46. DOI: 10.32609/00428736-2013-2-24-46 EDN: PVDKPP
- 12. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68. DOI: 10.32609/0042-8736-20218-37-68 EDN: PHQPVC
- 13. Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48–57. EDN: UCFNXL
- 14. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 3. С. 326–348. EDN: MVQXED
- 15. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137–181. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-137-181 EDN: TOEWHX
- 16. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082 EDN: URNLWQ
- 17. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. EDN: OEUTQL
- 18. Angrist N., Djankov S., Goldberg P.K., et al. Measuring human capital using global learning data. Nature. 2021. No. 592. P. 403–408. DOI: 10.1038/s41586021-03323-7
- 19. Angrist N., Djankov S., Goldberg P.K., Patrinos H.A. Measuring Human Capital. Policy Research Working Paper. No. 8742. Washington, DC: World Bank, 2019. Accessed 20.02.2024. URL: http://hdl.handle.net/10986/31280
- 20. Baker G., Gibbs M., Holmstrom B. The Internal Economics of the Firm: Evidence from Personnel Data. The Quarterly Journal of Economics. 1994. No. 109 (4). P. 881–919. DOI: 10.2307/2118351
- 21. Baltes P. B. Longitudinal and cross-sectional sequences in the study of age and generation effects. Human Development. 1968. No. 11. P. 145–171. DOI: 10.1159/000270604
- 22. Beaudry P., DiNardo J. The Effect of Implicit Contracts on the Movement of Wages Over the Business Cycle: Evidence from Micro Data. Journal of Political Economy. 1991. No. 99 (4). P. 665–688. DOI: 10.1086/261774
- 23. Becker G.S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, 1964. — 187 p.
- 24. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 3rd ed. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 412 p. DOI: 10.7208/chicago/9780226041223.001.0001
- 25. Bj?rklund A., Salvanes K.G. Education and family background: mechanism and policies. Handbook of the Economics of Education. Ed. by E.A. Hanushek, S. Machin, L. Woessman. Amsterdam: North-Holland, 2011. 616 p. DOI: 10.1016/B978-0-444-53429-3.00003-X
- 26. Blossfeld G.J., Blossfeld H.-P. Studying social inequality over the life course in modern societies. The Routledge Handbook of Contemporary Inequalities and the Life Course. Ed. by M. Nico, G. Pollock. L.: Routledge, 2021. DOI: 10.4324/9780429470059
- 27. Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A. Using TIMSS and PISA Results to Inform educational policy: a study of Russia and its neighbours. Journal of Comparative and International Education. 2015. No. 45 (2). P. 248–271. DOI: 10.1080/03057925.2013.855002
- 28. Coleman J.S. United States, National Center for Education Statistics. Equality of educational opportunity. Washington: U.S. Dept. of Health, Education, and Welfare, Office of Education. 1966. 749 p. Accessed 03.03.2024. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED012275.pdf
- 29. De Grip A.D., Van Loo J. The economics of Skills Obsolescence: a Review. The Economics of Skills Obsolescence: Theoretical Innovations and Empirical Applications. Ed. by A.D. Grip, J.V. Loo, K. Mayhew. Bingley: Emerald Group Publishing Limited, 2002. P. 1–26. DOI: 10.1016/S0147-9121(02)21003-1
- 30. Diewald M., Mayer K.U. The sociology of the life course and life span psychology: Integrated paradigm or complementing pathways. Advances in Life Course Research. 2009. No. 14. P. 5–14. DOI: 10.1016/j.alcr.2009.03.001
- 31. Dinerstein M., Megalokonomou R., Yannelis C. Human Capital Depreciation and Returns to Experience. American Economic Review. 2022. No. 12 (11). P. 3725–3762. DOI: 10.1257/aer.20201571
- 32. ?gert B., De La Maisonneuve C., Turner D. A new macroeconomic measure of human capital exploiting PISA and PIAAC: Linking education policies to productivity. OECD Economics Department Working Papers. 2022. No. 1709. DOI: 10.1787/a1046e2e-en
- 33. Gibbons R., Waldman М. Task-Specific Human Capital. American Economic Review. 2004. No. 94 (2). P. 203–207. DOI: 10.1257/0002828041301579
- 34. Goldin C. Human Capital. Handbook of Cliometrics. Ed. by C. Diebolt, M. Haupert. 2nd ed. Cham: Springer International Publishing, 2019. P. 147–177. DOI: 10.1007/978-3-030-00181-0
- 35. Hanushek E.A., Piopiunik M., Wiederhold S. The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance. Journal of Human Resources. 2018. No. 54 (4). P. 857–899. DOI: 10.3368/jhr.54.4.0317.8619R1
- 36. Hanushek E.A., Schwerdt G., Wiederhold S., Woessmann L. Returns to skills around the world: Evidence from PIAAC. European Economic Review. 2015. Vol. 73. P. 103–130. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2014.10.006
- 37. Hanushek E.A., Woessmann L. The Knowledge Capital of Nations: Education and the Economics of Growth. Cambridge, MA: MIT Press, 2015. 280 p. DOI: 10.7551/mitpress/9780262029179.001.0001
- 38. How’s Life? 2020: Measuring Well-being. Paris: OECD Publishing, 2020. 247 p. OECDiLibrary. Accessed 20.02.2024. DOI: 10.1787/9870c393-en
- 39. Johnston B.J. Pitirim A. Sorokin: An Intellectual Biography. Lawrence KS: University Press of Kansas, 1995. 392 p.
- 40. Jorgenson D.W., Fraumeni B.M. The Accumulation of Human and Nonhuman Capital, 1948–1984. The Measurement of Savings, Investment and Wealth. Ed. by R.E. Lipsey, H.S. Tice. Chicago: The University of Chicago Press, 1989. P. 227–286.
- 41. Jorgenson D.W., Fraumeni B.M. The Output of the Education Sector. Output Measurement in the Services Sector. Ed. by Z. Griliches. Chicago: The University of Chicago Press, 1992. P. 303–341.
- 42. Kiker B.F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital. Journal of Political Economy. 1966. No. 74 (5). P. 481–499. DOI: 10.1086/259201
- 43. Le Chapelain C. Cliometrics and the Concept of Human Capital. Handbook of Cliometrics. Ed. by C. Diebolt, M. Haupert. Cham: Springer, 2019. DOI: 10.1007/978-3-030-00181-0_45
- 44. Liu G. Measuring the Stock of Human Capital for Comparative Analysis: An Application of the Lifetime Income Approach to Selected Countries. OECD Statistics Working Papers 2011/06. Paris: OECD, 2011. DOI: 10.1787/5kg3h0jnn9r5-en
- 45. Liu G., Fraumeni B.M. A Brief Introduction to Human Capital Measures. Working Paper 27561. Cambridge National Bureau of Economic Research, 2020. 17 p. Accessed 25.02.2024. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27561/w27561.pdf
- 46. Mannheim K. The Problem of Generations. In: Essays on the Sociology of Knowledge. Ed. by P. Kecskemeti. L.: Routledge and Kegan Paul, 1952. P. 276–320.
- 47. Mazzona F. The long-lasting effects of family background: a European cross-country сomparison. Economics of Education Review. 2014. No. 40. P. 25–42. DOI: 10.1016/j.econedurev.2013.11.010
- 48. Meroni E.C., Vera-Toscano E., Costa P. Can low skill teachers make good students? Empirical evidence from PIAAC and PISA. Journal of Policy Modeling. 2015. No. 37. P. 308–323. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2015.02.006
- 49. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. 1958. No. 66 (4). P. 281–302. DOI: 10.1086/258055
- 50. Mincer J. The distribution of labor incomes: a survey with special reference to the human capital approach. Journal of Economic Literature. 1970. No. 8 (1). P. 1–26.
- 51. Popov D., Strelnikova A. The Problem of the Discrepancy Between Work, Education, and Literacy in Russia. Russian Education & Society. 2018. No. 60 (6). P. 520–535, DOI: 10.1080/10609393.2018.1527130
- 52. Reiter C., ?zdemir C., Yildiz D., Goujon A., Guimaraes R., Lutz W. The Demography of Skills-Adjusted Human Capital. IIASA Working Paper. 2020. No. 20-006. URL: https://pure.iiasa.ac.at/16477
- 53. Sabirianova K.Z. The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia. Journal of Comparative Economics. 2002. No. 30 (1). P. 191–217. DOI: 10.1006/jcec.2001.1760
- 54. Schaie K.W. A general model for the study of developmental problems. Psychological Bulletin. 1965. No. 64. P. 92–107. DOI: 10.1037/h0022371
- 55. Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961. No. 51 (1). P. 1–17.
- 56. Schultz T.W. Capital formation by education. Journal of Political Economy. 1960. No. 68 (6). P. 571–583. DOI: 10.1086/258393
- 57. Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills. OECD Publishing, Paris. OECDiLibrary. Accessed 20.02.2024. DOI: 10.1787/9789264204256-en
- 58. Sen A. Well-Being, Agency and Freedom: The Dewey Lectures 1984. The Journal of Philosophy. 1985. No. 82 (4). P. 169–221. DOI: 10.2307/2026184
- 59. Spengler J.J. Adam Smith on Human Capital. The American Economic Review. 1977. No. 67 (1). P. 32–36.
- 60. Human Development Report 1990: Concept and Measurement of Human Development. UNDP (United Nations Development Programme). N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1990. 189 p. Accessed 25.02.2024. URL: https://hdr.undp.org/system/files/documents/hdr1990encompletenostatspdf.pdf
Сведения об авторах
Попов Дмитрий Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник
Шестакова Дарья Андреевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
аспирант