Журнал: Социологический журналПопов Д. С., Шестакова Д. А.Человеческий капитал в изменчивом кризисном обществе: стратегия социологического анализа DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.3. EDN: FLJPGF Попов Дмитрий Сергеевич Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, РоссияШестакова Дарья Андреевна Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Попов Д. С., Шестакова Д. А. Человеческий капитал в изменчивом кризисном обществе: стратегия социологического анализа // Социологический журнал. 2024. Том. 30. № 1. С. 43-63.DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.3. EDN: FLJPGFРубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯАннотация: Идея человеческого капитала со времен Адама Смита многократно доказала свою важность и необходимость для понимания современной экономики и социальных отношений. Вместе с тем в последние десятилетия теория человеческого капитала, в современном виде сформулированная в США в 1960–1980-х гг., подвергается серьезной критике в научной литературе, в первую очередь за подход к измерению. Данная статья имеет аналитический и обзорно-проблематизирующий характер. В ней проводится критическая ревизия основных подходов к оценке человеческого капитала в современной науке. Обсуждается вопрос специфичности и историчности человеческого капитала, его включенности в социальные структуры. Показано, что новые стратегии измерения человеческого капитала включают не только количественный показатель (число лет, потраченных на получение образования), но и показатель качества знаний и навыков. Такой подход позволяет наблюдать прирост или утрату, деградацию человеческого капитала за пределами конвенционального образовательного трека. Это позволяет говорить о встроенности (embeddedness) человеческого капитала в процессы локализованного социально-исторического развития. Показаны возможности социологизации понятия «человеческий капитал» и преимущества, которые дает такая социологизация. Обсуждается потенциал социологии жизненного пути (life-course sociology) для анализа и понимания человеческого капитала. Предлагается взглянуть на человеческий капитал сквозь призму поколенческого подхода. В обсуждении намечены исследовательские ракурсы для изучения человеческого капитала в предложенной логике.Литература:1. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2023: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 432 с.2. Булина А.О., Мозговая К.А., Пахнин М.А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 2. С. 163–188. DOI: 10.21638/spbu05.2020.201 EDN: ZRXGJD3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. — 383 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023 EDN: DMQCRN4. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. Образование в цифрах — 2021: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 134 с. 5. Парсонс Т. О структуре социального действия / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2018. — 435 с.6. Семенова В.В., Черныш М.Ф., Сушко П.Е. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. — 512 с.7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. П.Н. Клюкин. М.: Эксмо, 2016. — 1056 с. 8. Вакуленко Е.С. Эффекты периода, возраста и когорты в динамике рождаемости россиян 1990–2021 гг. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 2. С. 258–281. DOI: 10.14515/monitoring.2023.2.2357 EDN: WADHIW9. Гимпельсон В.Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 23. № 2. С. 185–237. DOI: 10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237 EDN: ZXMXET 10. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть I // Вопросы экономики. 2013. № 1. С. 27–47. DOI: 10.32609/00428736-2013-1-27-47 EDN: PNOQXD11. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть II // Вопросы экономики. 2013 № 2. С. 24–46. DOI: 10.32609/00428736-2013-2-24-46 EDN: PVDKPP12. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68. DOI: 10.32609/0042-8736-20218-37-68 EDN: PHQPVC13. Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48–57. EDN: UCFNXL14. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 3. С. 326–348. EDN: MVQXED15. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137–181. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-137-181 EDN: TOEWHX16. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082 EDN: URNLWQ17. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. EDN: OEUTQL18. Angrist N., Djankov S., Goldberg P.K., et al. Measuring human capital using global learning data. Nature. 2021. No. 592. P. 403–408. DOI: 10.1038/s41586021-03323-7 19. Angrist N., Djankov S., Goldberg P.K., Patrinos H.A. Measuring Human Capital. Policy Research Working Paper. No. 8742. Washington, DC: World Bank, 2019. Accessed 20.02.2024. URL: http://hdl.handle.net/10986/3128020. Baker G., Gibbs M., Holmstrom B. The Internal Economics of the Firm: Evidence from Personnel Data. The Quarterly Journal of Economics. 1994. No. 109 (4). P. 881–919. DOI: 10.2307/211835121. Baltes P. B. Longitudinal and cross-sectional sequences in the study of age and generation effects. Human Development. 1968. No. 11. P. 145–171. DOI: 10.1159/00027060422. Beaudry P., DiNardo J. The Effect of Implicit Contracts on the Movement of Wages Over the Business Cycle: Evidence from Micro Data. Journal of Political Economy. 1991. No. 99 (4). P. 665–688. DOI: 10.1086/26177423. Becker G.S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, 1964. — 187 p. 24. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 3rd ed. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 412 p. DOI: 10.7208/chicago/9780226041223.001.000125. Bj?rklund A., Salvanes K.G. Education and family background: mechanism and policies. Handbook of the Economics of Education. Ed. by E.A. Hanushek, S. Machin, L. Woessman. Amsterdam: North-Holland, 2011. 616 p. DOI: 10.1016/B978-0-444-53429-3.00003-X26. Blossfeld G.J., Blossfeld H.-P. Studying social inequality over the life course in modern societies. The Routledge Handbook of Contemporary Inequalities and the Life Course. Ed. by M. Nico, G. Pollock. L.: Routledge, 2021. DOI: 10.4324/978042947005927. Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A. Using TIMSS and PISA Results to Inform educational policy: a study of Russia and its neighbours. Journal of Comparative and International Education. 2015. No. 45 (2). P. 248–271. DOI: 10.1080/03057925.2013.85500228. Coleman J.S. United States, National Center for Education Statistics. Equality of educational opportunity. Washington: U.S. Dept. of Health, Education, and Welfare, Office of Education. 1966. 749 p. Accessed 03.03.2024. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED012275.pdf 29. De Grip A.D., Van Loo J. The economics of Skills Obsolescence: a Review. The Economics of Skills Obsolescence: Theoretical Innovations and Empirical Applications. Ed. by A.D. Grip, J.V. Loo, K. Mayhew. Bingley: Emerald Group Publishing Limited, 2002. P. 1–26. DOI: 10.1016/S0147-9121(02)21003-1 30. Diewald M., Mayer K.U. The sociology of the life course and life span psychology: Integrated paradigm or complementing pathways. Advances in Life Course Research. 2009. No. 14. P. 5–14. DOI: 10.1016/j.alcr.2009.03.00131. Dinerstein M., Megalokonomou R., Yannelis C. Human Capital Depreciation and Returns to Experience. American Economic Review. 2022. No. 12 (11). P. 3725–3762. DOI: 10.1257/aer.2020157132. ?gert B., De La Maisonneuve C., Turner D. A new macroeconomic measure of human capital exploiting PISA and PIAAC: Linking education policies to productivity. OECD Economics Department Working Papers. 2022. No. 1709. DOI: 10.1787/a1046e2e-en33. Gibbons R., Waldman М. Task-Specific Human Capital. American Economic Review. 2004. No. 94 (2). P. 203–207. DOI: 10.1257/000282804130157934. Goldin C. Human Capital. Handbook of Cliometrics. Ed. by C. Diebolt, M. Haupert. 2nd ed. Cham: Springer International Publishing, 2019. P. 147–177. DOI: 10.1007/978-3-030-00181-035. Hanushek E.A., Piopiunik M., Wiederhold S. The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance. Journal of Human Resources. 2018. No. 54 (4). P. 857–899. DOI: 10.3368/jhr.54.4.0317.8619R136. Hanushek E.A., Schwerdt G., Wiederhold S., Woessmann L. Returns to skills around the world: Evidence from PIAAC. European Economic Review. 2015. Vol. 73. P. 103–130. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2014.10.00637. Hanushek E.A., Woessmann L. The Knowledge Capital of Nations: Education and the Economics of Growth. Cambridge, MA: MIT Press, 2015. 280 p. DOI: 10.7551/mitpress/9780262029179.001.000138. How’s Life? 2020: Measuring Well-being. Paris: OECD Publishing, 2020. 247 p. OECDiLibrary. Accessed 20.02.2024. DOI: 10.1787/9870c393-en 39. Johnston B.J. Pitirim A. Sorokin: An Intellectual Biography. Lawrence KS: University Press of Kansas, 1995. 392 p.40. Jorgenson D.W., Fraumeni B.M. The Accumulation of Human and Nonhuman Capital, 1948–1984. The Measurement of Savings, Investment and Wealth. Ed. by R.E. Lipsey, H.S. Tice. Chicago: The University of Chicago Press, 1989. P. 227–286.41. Jorgenson D.W., Fraumeni B.M. The Output of the Education Sector. Output Measurement in the Services Sector. Ed. by Z. Griliches. Chicago: The University of Chicago Press, 1992. P. 303–341.42. Kiker B.F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital. Journal of Political Economy. 1966. No. 74 (5). P. 481–499. DOI: 10.1086/25920143. Le Chapelain C. Cliometrics and the Concept of Human Capital. Handbook of Cliometrics. Ed. by C. Diebolt, M. Haupert. Cham: Springer, 2019. DOI: 10.1007/978-3-030-00181-0_4544. Liu G. Measuring the Stock of Human Capital for Comparative Analysis: An Application of the Lifetime Income Approach to Selected Countries. OECD Statistics Working Papers 2011/06. Paris: OECD, 2011. DOI: 10.1787/5kg3h0jnn9r5-en45. Liu G., Fraumeni B.M. A Brief Introduction to Human Capital Measures. Working Paper 27561. Cambridge National Bureau of Economic Research, 2020. 17 p. Accessed 25.02.2024. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27561/w27561.pdf46. Mannheim K. The Problem of Generations. In: Essays on the Sociology of Knowledge. Ed. by P. Kecskemeti. L.: Routledge and Kegan Paul, 1952. P. 276–320.47. Mazzona F. The long-lasting effects of family background: a European cross-country сomparison. Economics of Education Review. 2014. No. 40. P. 25–42. DOI: 10.1016/j.econedurev.2013.11.01048. Meroni E.C., Vera-Toscano E., Costa P. Can low skill teachers make good students? Empirical evidence from PIAAC and PISA. Journal of Policy Modeling. 2015. No. 37. P. 308–323. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2015.02.00649. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. 1958. No. 66 (4). P. 281–302. DOI: 10.1086/25805550. Mincer J. The distribution of labor incomes: a survey with special reference to the human capital approach. Journal of Economic Literature. 1970. No. 8 (1). P. 1–26.51. Popov D., Strelnikova A. The Problem of the Discrepancy Between Work, Education, and Literacy in Russia. Russian Education & Society. 2018. No. 60 (6). P. 520–535, DOI: 10.1080/10609393.2018.152713052. Reiter C., ?zdemir C., Yildiz D., Goujon A., Guimaraes R., Lutz W. The Demography of Skills-Adjusted Human Capital. IIASA Working Paper. 2020. No. 20-006. URL: https://pure.iiasa.ac.at/1647753. Sabirianova K.Z. The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia. Journal of Comparative Economics. 2002. No. 30 (1). P. 191–217. DOI: 10.1006/jcec.2001.176054. Schaie K.W. A general model for the study of developmental problems. Psychological Bulletin. 1965. No. 64. P. 92–107. DOI: 10.1037/h002237155. Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961. No. 51 (1). P. 1–17. 56. Schultz T.W. Capital formation by education. Journal of Political Economy. 1960. No. 68 (6). P. 571–583. DOI: 10.1086/25839357. Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills. OECD Publishing, Paris. OECDiLibrary. Accessed 20.02.2024. DOI: 10.1787/9789264204256-en58. Sen A. Well-Being, Agency and Freedom: The Dewey Lectures 1984. The Journal of Philosophy. 1985. No. 82 (4). P. 169–221. DOI: 10.2307/202618459. Spengler J.J. Adam Smith on Human Capital. The American Economic Review. 1977. No. 67 (1). P. 32–36. 60. Human Development Report 1990: Concept and Measurement of Human Development. UNDP (United Nations Development Programme). N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1990. 189 p. Accessed 25.02.2024. URL: https://hdr.undp.org/system/files/documents/hdr1990encompletenostatspdf.pdfСведения об авторахПопов Дмитрий Сергеевич Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, ведущий научный сотрудникШестакова Дарья Андреевна Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, РоссияаспирантСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2024. Том. 30. № 1. >> Архив журнала