Журнал: Социологический журнал

Козлова М. А., Симонова О. А., Мадфес О. Н.
Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.7. EDN: ONMVOY

Козлова Мария Андреевна
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Симонова Ольга Александровна
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Мадфес Ольга Николаевна
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Козлова М. А., Симонова О. А., Мадфес О. Н. Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства // Социологический журнал. 2024. Том. 30. № 1. С. 143-170.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.7. EDN: ONMVOY

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Публикация подготовлена в ходе работы научно-учебной группы (НУГ № 23-00-024) «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2022–2023 гг.

Аннотация:

Данная статья нацелена на анализ потенциала социальных партнерств школы в решении проблем насыщения образовательной среды и преодоления образовательного неравенства. Школа рассматривается как особая среда, аккумулирующая финансовые, культурные, социальные ресурсы. Принятие постсоветской школой курса на неоменеджериализм предполагает относительную автономию школ и стимулирование конкуренции между ними. Следствием выступает трансформация функций и форм социальных партнерств школы по сравнению с советским периодом. Именно в логике неоменеджериализма социальные партнерства репрезентируются как ведущий инструмент преодоления неравенства в доступе к получению качественных образовательных услуг. Эмпирическую базу составили 88 интервью с сотрудниками средних общеобразовательных учебных заведений Пермского края. На основе анализа интервью эксплицированы интерпретации смыслов и оценки эффектов социальных партнерств школы участниками образовательного процесса, в результате чего выделены возможные риски социальных партнерств: риск углубления образовательного неравенства между школами и участие школ посредством партнерств в сфере экспериментирования, не регламентированного государством. Выявлена диспропорция в широте, разнообразии и устойчивости партнерств между «престижными» школами и школами с невысокими позициями в рейтингах, что согласуется с общим постсоветским трендом дифференциации школ и соответственно с различиями в успешности формирования насыщенной образовательной среды, приводящими к риску углубления образовательного неравенства. Проанализированы специфические черты локальных, организационных и структурных барьеров к установлению школой социальных партнерств, потенциально способствующих преодолению образовательного неравенства.

Литература:

  • 1. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис. д-ра филос. н.: 09.00.08. М., 1995. — 354 с. EDN: NLIVXD
  • 2. Ганаева Е.А., Масловская С.В. Проектирование системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3 (231). C. 12–19. DOI: 10.25198/1814-6457-231-12
  • 3. Елизарова А. Модель взаимодействия школы, учреждений СПО и работодателей и ее описание. СПб.: Государственное общеобразовательное учреждение школа No. 522, 2020. — 16 с.
  • 4. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство доходов, его субъективное восприятие и влияние на психосоциальное самочувствие населения // Статистика и экономика. 2018. № 4. С. 52–60. DOI: 10.21686/2500-39252018-4-52-60 EDN: XYHIUP
  • 5. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 43–62. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-43-62 EDN: WHGBBU
  • 6. Иванова А.В. Образовательное неравенство: как помочь слабым стать сильнее? // Сайт национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2012 [электронный ресурс]. Дата обращения 16.06.2023. URL: https://www.hse.ru/news/science/65917307.html
  • 7. Константиновский Д.Л., Груничева И.Г., Гошин М.Е. Неравенство в сфере образования: Российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 40–65. EDN: QZPZJT
  • 8. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с.
  • 9. Косарецкий С.Г., Груничева И.Г. , Гошин М.Е. Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25. № 4. С. 115–135. EDN: WTIEYH
  • 10. Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5. С. 76–97. EDN: YRHHFT
  • 11. Семиздралова О.А., Плотников А.Ю. Исследование связи синдрома эмоционального выгорания и мотивации педагогов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 3 (4). С. 36–43.
  • 12. Филипова А.Г., Высоцкая А.В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17. DOI: 10.19181/VIS.2019.31.4.610 EDN: YZSATB
  • 13. Халий И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. М.: Институт социологии РАН, 2007. — 300 с. EDN: PYNWWN
  • 14. Шульга Н.В. Социальное партнерство в образовании: историко-педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–2. С. 265–268. EDN: YICPBA
  • 15. Acharya B. Conceptual evolution of the digital divide: A systematic review of the literature over a period of five years (2010–2015). World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2017. No. 1. P. 41–74.
  • 16. Anheier H.K., Salamon L.M. Global civil society: Dimensions of the nonprofit sector. Baltimore, MD: The Johns Hopkins Center for Civil Society Studies, 1999. 511 p.
  • 17. Antonsich M., Petrillo E.R. Ethno-cultural diversity and the limits of the inclusive nation. Identities. 2019. Vol. 26. No. 6. P. 706–724. DOI: 10.1080/1070289X.2018.1494968
  • 18. Attewell P. The first and second digital divides. Sociology of Education. 2001. Vol. 74. No. 3. P. 252–259. DOI: 10.2307/2673277
  • 19. Austin M.J. The changing relationship between nonprofit organizations and public social service agencies in the era of welfare reform. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2003. Vol. 32. No. 1. P. 97–114. DOI: 10.1177/0899764002250008
  • 20. Ball S.J. Education plc: Understanding private sector participation in public sector education. Routledge, 2007. 232 p. DOI: 10.4324/9780203964200
  • 21. Ball S.J. 14 New states, new governance and new education policy. The Routledge international handbook of the sociology of education. Ed. by M.W. Apple, S.J. Ball, L.A. Gandin. L.: Routledge, 2009. P. 155–166. DOI: 10.4324/9780203863701.ch14
  • 22. Coleman J.S. The concept of equality of educational opportunity. Harvard Educational Review. 1968. Vol. 38. No. 1. P. 7– 22. DOI: 10.17763/HAER.38.1.M3770776577415M2
  • 23. Coleman J.S. Families and schools. Educational Researcher. 1987. Vol. 16. No. 6. P. 32–38. DOI: 10.3102/0013189X016006032
  • 24. Davies B., Hentschke G.C. Public/private partnerships in education: Their nature and contribution to educational provision and improvement. Nottingham: National College for School Leadership, 2003. 16 p.
  • 25. Dees J.G. Social entrepreneurs and education. Current Issues in Comparative Education. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 51–55. DOI: 10.52214/cice.v8i1.11402
  • 26. Duru-Bellat M. Social Inequality in French Education Extent and Complexity of the Issues. International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Ed. by R. Teese, S. Lamb, M. Duru-Bellat, S. Helme. Dordrecht: Springer, 2007. P. 337–356. DOI: 10.1007/978-1-4020-5916-2_12
  • 27. Edwards Jr. D.B. Rising from the ashes: How the global education policy of community-based management was born from El Salvador’s civil war. Globalisation, Societies and Education. 2015. Vol. 13. No. 3. P. 411–432. DOI: 10.1080/14767724.2014.980225
  • 28. Eyal O., Yarm M. Schools in cross-sector alliances: What do schools seek in partnerships? Educational Administration Quarterly. 2018. Vol. 54. No. 4. P. 648–688. DOI: 10.1177/0013161X18765268
  • 29. Fini R. School Achievement in Italy. International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Ed. by R. Teese, S. Lamb, M. Duru-Bellat, S. Helme. Dordrecht: Springer, 2007. P. 490–508. DOI: 10.1007/978-1-40205916-2_20
  • 30. Fraser B.J. Classroom learning environments. Handbook of research on science education. Ed. by S.K. Abell, N.G. Lederman. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2007. P. 103–124. DOI: 10.4324/9780203824696
  • 31. Fraser B.J. Classroom learning environments: Retrospect, context and prospect. Second International Handbook of Science Education. Ed. by B.J. Fraser, K.G. Tobin C.J. McRobbie. N.Y.: Springer, 2012. P. 1191–1239. DOI: 10.1007/978-1-4020-9041-7_79
  • 32. Froehlich D.E., Hobusch U., Moeslinger K. Research methods in teacher education: meaningful engagement through service-learning. Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. P. 680–404. DOI: 10.3389/feduc.2021.680404
  • 33. Fuller B. What school factors raise achievement in the Third World? Review of Educational Research. 1987. Vol. 57. No. 3. P. 255–292. DOI: 10.3102/00346543057003255
  • 34. Fuller B., Clarke P. Raising school effects while ignoring culture? Local conditions and the influence of classroom tools, rules, and pedagogy. Review of Educational Research. 1994. Vol. 64. No. 1. P. 119–157. DOI: 10.3102/00346543064001119
  • 35. Gali Y., Schechter C. NGO involvement in education policy: Principals’ voices. International Journal of Educational Management. 2020. Vol. 34. No. 10. P. 1509–1525. DOI: 10.1108/IJEM-02-2020-0115
  • 36. Ghavifekr S., Pillai N.S. The relationship between the school’s organizational climate and teacher’s job satisfaction: Malaysian experience. Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 17. P. 87–106. DOI: 10.1007/s12564-015-9411-8
  • 37. Kaffemaniene I., Masiliauskiene E., Meliene R., Milteniene L. Educational Environment of the Modern School in the Aspects of Learning Factors, School Climate and Education Paradigms. Pedagogy. 2017. Vol. 126. No. 2. P. 62–82. DOI: 10.15823/p.2017.20
  • 38. Kolleck N. Uncovering influence through Social Network Analysis: the role of schools in Education for Sustainable Development. Journal of Education Policy. 2016. Vol. 31. No. 3. P. 308–329. DOI: 10.1080/02680939.2015.1119315
  • 39. Kolleck N. How (German) foundations shape the concept of education: Towards an understanding of their use of discourses. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2017. Vol. 38. No. 2. P. 249–261. DOI: 10.1080/01596306.2015.1105789
  • 40. Kolleck N. The power of third sector organizations in public education. Journal of Educational Administration. 2019. Vol. 57. No. 4. P. 411–425. DOI: 10.1108/JEA-08-2018-0142
  • 41. Koul S., Nayar B. The holistic learning educational ecosystem: A classroom 4.0 perspective. Higher Education Quarterly. 2021. Vol. 75. No. 1. P. 98–112. DOI: 10.1111/hequ.12271
  • 42. Maussen M., Bader V. (eds.) Tolerance and cultural diversity in schools: Comparative report. (ACCEPT Pluralism; No. 2012/01). Florence: European University Institute, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, 2012. 112 p. URL: http://hdl.handle.net/1814/20955
  • 43. Meyer H.-D., Boyd W.L. Civil society, pluralism, and education — Introduction and overview. Education Between State, Markets, and Civil Society. N.Y.: Routledge, 2001. P. 9–20. DOI: 10.4324/9781410602114
  • 44. Norris P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. 303 p. DOI: 10.1017/CBO9781139164887
  • 45. Patrinos H. Public-private partnerships: Contracting education in Latin America. World Bank Working Paper. Washington, DC: World Bank, 2006. Accessed 16.11.2023. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.534.5551&rep=rep1&type=pdf
  • 46. Patrinos H., Osorio F., Gu?queta J. The role and impact of public-private partnerships in education. World Bank Publications. Washington, DC: World Bank, 2009. 116 p. Accessed 17.11.2023. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/453461468314086643/pdf/479490PUB0Role101OFFICIAL0USE0ONLY1.pdf
  • 47. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, schools, and academic achievement. Econometrica. 2005. Vol. 73. No. 2. P. 417–458. URL: http://links.jstor.org/sici?sici=00129682%28200503%2973%3A2%3C417%3ATSAAA%3E2.0.CO%3B2-K DOI: 10.1111/j.1468-0262.2005.00584.x
  • 48. Such? L.Z., Barto?ov? E., Novotn? R., Svit?kov? J.B., ?tefek T., V?chov? E. Stimulators and barriers towards social innovations in public libraries: Qualitative research study. Library & Information Science. 2021. Vol. 43. No. 1. P. 101068. DOI: 10.1016/j.lisr.2020.101068
  • 49. Vermeulen L., Schmidt H.G. Learning environment, learning process, academic outcomes and career success of university graduates. Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33. No. 4. P. С. 431–451. DOI: 10.1080/03075070802211810
  • 50. Williamson B. Silicon startup schools: Technocracy, algorithmic imaginaries and venture philanthropy in corporate education reform. Critical Studies in Education. 2018. Vol. 59. No. 2. P. 218–236. DOI: 10.1080/17508487.2016.1186710
  • 51. Wohlstetter P., Malloy C., Smith J., Hentschke G. Incentives for charter schools: Building school capacity through cross-sectoral alliances. Educational Administration Quarterly. 2004. Vol. 40. No. 3. P. 321–365. DOI: 10.1177/0013161X03261749
  • 52. Wohlstetter P., Smith J., Farrell C. The choices and challenges of charter schools, revisited. Journal of School Choice. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 115–138. DOI: 10.1080/15582159.2015.1000775
  • 53. Yemini M., Cegla A., Sagie N. A comparative case-study of school-LEA-NGO interactions across different socio-economic strata in Israel. Journal of Education Policy. 2018. Vol. 33. No. 2. P. 243–261. DOI: 10.1080/02680939.2017.1328078
  • 54. Yemini M., Sagie N. School–Nongovernmental organization engagement as an entrepreneurial venture: A case study of sunlight’s engagement with Israeli schools. Educational Administration Quarterly. 2015. Vol. 51. No. 4. P. 543–571. DOI: 10.1177/0013161X14540171

Сведения об авторах


Козлова Мария Андреевна
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник, Международная лаборатория исследований социальной интеграции; доцент, кафедра общей социологии

Симонова Ольга Александровна
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей социологии

Мадфес Ольга Николаевна
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
бакалавр социологии, стажер-исследователь, Международная лаборатории исследования социальной интеграции

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 30. № 1.
>> Архив журнала